Образование в австрии. как отдать ребёнка в австрийскую школу и зачем это нужно

Что такое маржинализм

Слово «маржинализм» пришло в нашу страну из французского языка, а в последний, в свою очередь, попало из латыни. С латинского оно переводится как «край», а с французского — как «находящийся на краю». Этот термин, обозначающий, как нетрудно догадаться, одно из направлений в экономике, нашел активное употребление в данной науке. Маржинализмом называют направление, основанное на методах анализа с помощью предельных экономических понятий (чуть позже будет дано определение тому, что значит «предельный»). Данное направление основывается на субъективном анализе явлений, именно поэтому другое название маржинализма — субъективная экономическая школа.

Вернемся к вопросу о том, что же такое «предельное понятие». Предельной, или иначе маржинальной величиной, экономисты называют увеличение (или прирост) какой-либо величины из-за увеличения (прироста) какой-либо другой величины на один. Например, если мы в прошлом году сажали пять ростков огурца на рассаду, а в этом посадим шесть (то есть увеличим количество ростков на один), то общее число огурцов, появившихся на этих ростках, увеличится тоже — то есть прирастет. Соответственно, количество урожая огурцов и будет являться той самой предельной величиной — для рассады.

Зародился маржинализм не то чтобы очень давно — в девятнадцатом столетии. А о том, как, почему и благодаря кому это произошло, рассказано ниже.

Австрийская теория делового цикла

Австрийская теория цикла деловой активности (ABCT) синтезирует идеи австрийской школы теории капитала; деньги, кредит и проценты; и теория цен для объяснения повторяющихся циклов подъемов и спадов, которые характеризуют современные экономики и мотивируют область макроэкономики. ABCT – один из наиболее широко известных, но часто неправильно понимаемых аспектов австрийской школы.

Согласно ABCT, поскольку производственная структура экономики состоит из многоэтапных процессов, которые происходят в течение переменного количества времени и требуют использования различных дополнительных затрат капитала и труда в разные моменты времени, успех или неудача экономики в решающей степени зависят от координации доступность нужных видов ресурсов в нужном количестве в нужное время. Ключевым инструментом в этом процессе координации является процентная ставка, потому что, согласно австрийской теории, процентные ставки отражают цену времени.

Рыночная процентная ставка координирует множество разнообразных предпочтений потребителей в отношении потребительских товаров в различные моменты времени с множеством планов предпринимателей участвовать в производственных процессах, которые в будущем будут давать потребительские товары. Когда денежно-кредитный орган, такой как центральный банк, изменяет рыночные процентные ставки (искусственно понижая их с помощью экспансионистской денежно-кредитной политики), он разрывает эту ключевую связь между будущими планами производителей и потребителей.

Это вызывает первоначальный бум в экономике, поскольку производители запускают инвестиционные проекты, а потребители увеличивают свое текущее потребление на основе ложных ожиданий относительно будущего спроса и предложения различных товаров в различные моменты времени. Однако новые инвестиции в период бума обречены на провал, потому что они не соответствуют планам потребителей в отношении будущего потребления, трудозатрат на различных работах и ​​сбережений или производственным планам других предпринимателей по производству необходимых дополнительных капитальных благ в стране. будущее. Из-за этого ресурсы, которые потребуются новым инвестиционным планам в будущем, будут недоступны.

По мере того как это со временем обнаруживается из-за роста цен и нехватки производственных ресурсов, новые инвестиции оказываются убыточными, происходит череда бизнес-неудач и наступает рецессия. Во время рецессии непродуктивные инвестиции ликвидируются, поскольку экономика корректируется, чтобы привести планы производства и потребления в равновесие. Для австрийцев рецессия – это, по общему признанию, болезненный процесс исцеления, вызванный дискоординацией бума. Продолжительность, глубина и масштабы рецессии могут зависеть от масштабов первоначальной экспансионистской политики и от любых (в конечном итоге бесполезных) попыток ослабить рецессию способами, которые поддерживают непродуктивные инвестиции или препятствуют корректировке рынков труда, капитала и финансовых.

1984

§4. Здесь автор указывает, что и калькуляционный аргумент Мизеса, и аргумент о рассеянном знании Хайека пренебрегают эмпирикой. Раз не было построено всемирной плановой экономики, то нельзя проверить, что она не в состоянии вести экономический расчёт. Раз советская экономика содержала какие-никакие зачатки рынка, а не была полностью плановой, то, опять же, нельзя проверить, что плановая экономика неспособна это самое рассеянное знание учитывать. Короче говоря, непроверяемость аргументов о невозможности построоения плановой экономики подтверждается тем, что чистой плановой экономики никто никогда не смог построить. Я бы сказала, что абсурдность (ладно, скажем мягче — парадоксальность) такой аргументации достаточно очевидна.

С другой стороны, указывается, что и Хайек в Дороге к рабству, и Оруэлл в 1984 явно переборщили с пессимистичностью прогнозов, потому что неэффективность тоталитарного общества быстро начинает требовать минимальной рыночной смазки, и лишь при её наличии эта плановая махина кое-как способна двигаться вперёд. Опять-таки, критика выглядит странной. Хайек говорит: если вы будете последовательны в своём безумии, получится вот так-то. Далее Нетесов утверждает: смотрите, советское общество было недостаточно последовательно в своём безумии, значит, Хайек ошибся. Ну, такое…

§5. Тут говорится, что Хайек утверждал: при системе централизованного планирования все планы спускаются сверху одним вождём. А это не так: для построения планов были построены огромные громоздкие структуры, работающие из рук вон плохо, и планы эти толком не выполнялись. Понятно, что эмпирические данные и должны несколько отличаться от теоретических: Советский Союз не был идеальной системой централизованного планирования, потому что такая идеальная система попросту недостижима, как недостижим абсолютный ноль.

Но, по сути, автор прав: Дорога к рабству не является детальным описанием ни конкретного СССР, ни даже социализма как системы. Это просто политический памфлет, предостережение для британского общества, чтобы не слишком заигрывало с лейбористами. Для изучения социализма книжка Хайека — слишком поверхностный уровень, если это кому интересно, есть масса маститых советологов, с ними-то автор и предлагает ознакомиться.

Примечания

  1. Клейн П. Введение // Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке. — М.: ИРИСЭН, Мысль; Челябинск: Социум, 2009. — С. 11. Этот сборник является переводом IV тома из Собрания сочинений Хайека «The Fortunes of Liberalism: Essays on Austrian Economics and the Ideal of Freedom» (edited by Peter G. Klein. — Chicago: The University of Chicago Press, 1992. — 287 p.).
  2. Хайек Ф. Йозеф Шумпетер (1883−1950) // Хайек Ф. Указ.соч., с. 195. Чуть ниже Ф. Хайек указывает, что первая книга была написана в менгеровской традиции, однако взгляды Й. Шумпетера в дальнейшем кардинально изменились («были отброшены») и книга так и не была переведена на английский язык.
  3. Хайек Ф. Джон Бейтс Кларк (1847−1938) // Хайек Ф. Указ.соч., с. 51.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июня 2008.
  5.  (англ.). finlit.online. Дата обращения: 9 января 2018.

Литература

Основные труды представителей школы

  • К. Менгер. Основания политической экономии. В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. − М.: Экономика, 1992. − (Экон. наследие.) − ISBN 5-282-01471-8.
  • Визер Ф. Теория общественного хозяйства (избр. гл.) − В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. − М.: Экономика, 1992. − (Экон. наследие.) − ISBN 5-282-01471-8.
  • Мизес Л. Либерализм в классической традиции. − М.: Социум; Экономика, 2001. − 239 с.
  • Мизес Л. Социализм. − М.: «Catallaxy», 1994.
  • Мизес Л. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. − М.: Юнити-Дана, 2001. − 295 с.
  • Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / 2-е испр. изд. — Челябинск: Социум, 2005. − 878 с − ISBN 5-901901-29-0.
  • Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. − М.: Изограф, 2000. − 256 с.

Произведения об австрийской школе

  • Австрийская школа / Альтер Л. Б. // А — Ангоб. — М. : Советская энциклопедия, 1969. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 1).
  • Антонович Ю. Н. Австрийская теория капитала и капитальных благ // Посткризисный мир: глобализация, многополярность, модернизация, институты: материалы Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 20-22 мая 2010 г.): в 3 т. Т. 1 / Под ред. А. Ю. Архипова, Ю. М. Осипова, В. А. Алешина, В. Н. Овчинникова.- М.: Вузовская книга, 2010. — С. 87-98. — ISBN 978-5-9502-0573-6.
  • Блауг М. Австрийская теория капитала и процента // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. — М.: Дело, 1994. — С. 461—526. — XVII, 627 с. — ISBN 5-86461-151-4.
  • Кэллахан Дж. Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы. — Челябинск: Социум, 2006.
  • Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: Рынок и предпринимательское творчество. — Челябинск: Социум, 2007. — 202 с. — (Серия «Австрийская школа». Вып. 1). − ISBN 978-5-901901-69-4.
  • Бум, крах и будущее: Анализ австрийской школы. — Пер. с анг. — сост. А.В. Куряев — М., ООО «Социум», 2002. — 220 c. — ISBN 5-901901-04-5

Теория государства: происхождение и эволюция в демократию

О происхождении государства представители австрийской школы, действительно, высказываются различным образом.

Хоппе выводит государство из естественной аристократии, то есть института обращения с затруднениями к более компетентным лицам. Действительно, это обыденнейшая человеческая практика, которая воспроизводится в любых сообществах, от первобытных племён и мафиозных кланов к современным лидерам несистемной оппозиции и профессиональным гуру.

Золоторёв утверждает, что не следует путать божий дар с яичницей, и если яичница в виде института неформального лидерства распространена повсеместно, то божий дар в лице государства — исторически недавнее паразитическое образование, вот только остаётся непонятным, могла ли история человечества обойтись без этого сомнительного приобретения.

Разногласия есть и относительно эволюции к демократии. Хоппе пишет, что виной тому стремление правящего класса к умножению безответственности, а Четвернин указывает, что для появления устойчивых либератарно-правовых институтов потребовалось редкое сочетание климатических факторов, когда вместо жёсткого разделения на касты тружеников и воинов в Элладе возникло смешение ролей в виде свободных общинников, земледельцев-воинов, и это уже породило либертарную этику, право и полисную демократию вместо обычной доктрины грабежа и принуждения.

Основные положения маржинализма

Несмотря на то что существует сразу несколько школ данного направления, несомненно, имеющих собственные черты и особенности, есть в маржинализме и общие элементы. Так, например, в основе изучения его лежит покупательская потребность, а также поведение отдельных фирм. Здесь анализируют как на макро-, так и на микроуровне устойчивое состояние экономики и вопросы, с этим связанные. Маржиналисты активно оперировали математическими методами, а для того, чтобы проанализировать какие-либо произошедшие изменения, обращались к предельным величинам (иными словами, к количественному анализу) — о чем уже говорилось ранее. Кроме того, они не считали, что сфера производства должна оставаться в приоритете, и подходили к изучению экономических явлений с точки зрения субъективизма — то есть конкретного отдельного субъекта. Самое главное же, что проповедовали последователи данного направления — жизнь ради счастья: они рассматривали человека как существо, которое стремится максимально получить удовлетворение от своих запросов. Ко всему вышесказанному привела маржиналистская революция.

Австрийская школа: обзор

То, что мы знаем сегодня как австрийскую экономическую школу, было создано не за один день. Эта школа прошла через годы эволюции, в которой мудрость одного поколения передавалась следующему. Хотя школа развивалась и использовала знания из внешних источников, основные принципы остались прежними.

Карл Менгер, австрийский экономист, написавший «Принципы экономики» в 1871 году, многие считают основателем австрийской школы.Название книги Менгера не предполагает ничего экстраординарного, но ее содержание стало одним из столпов  революции маржинализма.

Менгер объяснил в своей книге, что экономическая ценность товаров и услуг субъективна по своей природе, поэтому то, что ценно для вас, может не иметь ценности для вашего соседа. Менгер далее объяснил, что с увеличением количества товаров их субъективная ценность для человека уменьшается. Это ценное понимание лежит в основе концепции того, что называется убывающей предельной полезностью.

Позднее Людвиг фон Мизес, другой великий мыслитель австрийской школы, применил теорию предельной полезности к деньгам в своей книге «Теория денег и кредита» (1912). Теория убывающей предельной полезности денег на самом деле может помочь нам найти ответ на один из самых основных вопросов экономики: сколько денег – это слишком много? Здесь тоже ответ будет субъективным. Еще один лишний доллар в руках миллиардера вряд ли что-то изменит, хотя тот же доллар будет бесценен в руках нищего.

Кроме Карла Менгера и Людвига фон Мизеса, австрийская школа также включает всебя другие названия,такие как большие Евгений фон Бем-Баверка, Фридрих Хайек и многие другие. Сегодняшняя австрийская школа не ограничивается Веной; его влияние распространяется по всему миру.

За прошедшие годы основные принципы австрийской школы позволили получить ценную информацию о многих экономических вопросах, таких как законы спроса и предложения, причины инфляции, теория создания денег и действие валютных курсов. По каждому из вопросов взгляды австрийской школы отличаются от других экономических школ.

В следующих разделах вы можете изучить некоторые из основных идей австрийской школы и их отличия от других экономических школ.

Понимание австрийской школы

Австрийская школа берет свое начало в Австрии 19 века и в творчестве Карла Менгера. Менгер вместе с британским экономистом Уильямом Стэнли Джевонсом и французским экономистом Леоном Вальрасом положил начало маржиналистской революции в экономике, которая подчеркнула, что принятие экономических решений осуществляется в отношении определенных количеств товаров, единицы которых обеспечивают некоторую дополнительную выгоду (или стоимость) и Такой экономический анализ должен быть сосредоточен на этих дополнительных единицах и связанных с ними затратах и ​​выгодах. Вклад Менгера в теорию предельной полезности сосредоточен на субъективной потребительной стоимости экономических благ и иерархической или порядковой природе того, как люди приписывают ценность различным благам. Менгер также разработал рыночную теорию функции и происхождения денег как средства обмена для облегчения торговли.

Вслед за Менгером Ойген фон Бом-Баверк развил австрийскую экономическую теорию, подчеркнув элемент времени в экономической деятельности – что вся экономическая деятельность происходит в определенные периоды времени. В своих трудах Бом-Баверк развивал теории производства, капитала и процента. Он разработал эти теории отчасти для поддержки своей широкой критики марксистских экономических теорий.

Студент Бом-Баверка, Людвиг фон Мизес, позже продолжил объединение экономических теорий Менгера и Бома-Баверка с идеями шведского экономиста Кнута Викселя о деньгах, кредите и процентных ставках, чтобы создать австрийскую теорию цикла деловой активности (ABCT). Мизес также известен своей ролью, вместе с коллегой Фридрихом фон Хайеком, в оспаривании возможности рационального экономического планирования социалистическими правительствами.

Работа Хайека по австрийской экономике подчеркивала роль информации в экономике и использование цен как средства передачи информации и координации экономической деятельности. Хайек применил эти идеи как к развитию теории деловых циклов Мизеса, так и к дебатам об экономических расчетах при централизованном планировании. В 1974 году Хайек был удостоен Нобелевской премии за свои работы в области теории денежно-кредитного регулирования и экономического цикла.

Несмотря на свой вклад, австрийская школа в середине 20 века в значительной степени затмилась кейнсианскими и неоклассическими экономическими теориями как в академических кругах, так и в государственной экономической политике. Однако к концу 20-го и началу 21-го веков к австрийской экономике началось возрождение интереса к горстке академических исследовательских институтов, действующих в настоящее время в США и других странах

Австрийская школа также получила благоприятное внимание со стороны нескольких политиков и видных финансистов за очевидное подтверждение австрийских идей историческими тенденциями. Примечательно, что австрийская школа экономики цитируется за то, что она предсказала возможный крах Советского Союза и отказ от коммунизма в других странах, а также за ее объяснительную силу в отношении повторяющихся экономических циклов и спадов в экономике

Доктрина

Особенности австрийской школы:

  • отказ от использования математических методов исследований;
  • субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
  • акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
  • акцент на структуру капитала и временну́ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.

Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей. Экономисты австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мейнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях.

Непонятно, как согласовать праксиологию Мизеса и рыночный процесс Хайека

В чём трудность? Праксиология — это логика человеческой деятельности, выводимая дедуктивно из общих базовых принципов. Рыночный процесс — это возникновение спонтанных порядков из множества единичных актов выбора, осуществляемых людьми. Изучение этих спонтанных порядков ведётся уже методом индукции. Для физиков, наверное, наиболее понятно будет, если уподобить праксиологию молекулярно-кинетической теории, а рыночный процесс — термодинамике. Иначе говоря, здесь мы имеем дело с проблемой, с какой песчинки начинается куча, а на языке диалектики — с переходом количества в качество.

В принципе, где-то на стыке одного с другим лежит теория игр, но всё равно разрыва до конца не заполняет.

Эффект инфляции

Австрийская школа считает, что любое увеличение денежной массы, не подкрепленное увеличением производства товаров и услуг, ведет к росту цен, но цены на все товары не растут одновременно. Цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, что приводит к большему неравенству в относительных ценах на товары. Например, сантехник Петр может обнаружить, что он зарабатывает те же доллары за свою работу, но при покупке той же буханки хлеба ему приходится платить больше пекарю Полу.

2,24%

Предполагаемый уровень инфляции в США в 2021 году.

Изменение относительных цен сделало бы Павла богатым за счет Петра. Но почему так происходит? Если бы цены на все товары и услуги повысились одновременно, это вряд ли имело бы значение. Но цены на те товары, через которые деньги вводятся в систему, корректируются раньше других цен. Например, если правительство вводит деньги, покупая кукурузу, цены на кукурузу вырастут раньше, чем на другие товары, оставляя за собой след ценового искажения.

Бизнес циклы

Австрийская школа считает, что деловые циклы вызваны искажением процентных ставок из-за попытки правительства контролировать деньги.Неправильное распределение капитала происходит, если процентные ставки искусственно удерживаются на низком или высоком уровне благодаря вмешательству правительства.В конечном итоге экономика переживает рецессию.

Почему должна быть рецессия? Трудовые ресурсы и инвестиции, использованные в несоответствующих отраслях (таких как строительство и реконструкция во время финансового кризиса 2008 года), должны быть перераспределены для достижения действительно экономически осуществимых целей. Эта  краткосрочная корректировка бизнеса  приводит к падению реальных инвестиций и росту безработицы.

Правительство или центральный банк могут попытаться обойти рецессию, снизив процентные ставки или поддерживая обанкротившуюся отрасль. Австрийские теоретики полагают, что это только вызовет дальнейшее неэффективное инвестирование и усугубит рецессию, когда она действительно наступит.

Создание рынка

Австрийская школа рассматривает рыночный механизм как процесс, а не результат замысла. Люди создают рынки с намерением улучшить свою жизнь, а не с помощью какого-либо сознательного решения. Итак, если вы оставите группу любителей на необитаемом острове, рано или поздно их взаимодействие приведет к созданию рыночного механизма.

Экономическая теория австрийской школы основана на словесной логике, которая избавляет от технической лабуды господствующей экономической теории. Есть существенные различия с другими школами, но, давая уникальные представления о некоторых из самых сложных экономических вопросов, австрийская школа заслужила постоянное место в сложном мире экономической теории.

Идеи Карла Менгера сотоварищи

Говоря о представителях и основных идеях австрийской школы маржинализма, нельзя вновь не затронуть в этой связи имя Карла Менгера. Именно он ввел в употребление многие понятия, на которых впоследствии и строились теории австрийцев. Так, именно Менгер разработал концепцию блага

У каждого человека есть определенные потребности — неважно, в чем. Благо, по Менгеру, это то, что может удовлетворить данные потребности (и человек волен использовать для этого данный предмет)

Я хочу спать — благом для меня станет кровать с подушкой и одеялом. Я хочу есть — в роли блага выступит суп, бутерброд или шоколадка. Учение о благах австрийской школы маржинализма и ее «отца-основателя» предполагает подразделение благ на настоящие, воображаемые и экономические. Примеры первых приведены выше, ко вторым относятся вещи, которые не в состоянии исполнить наши желания, но мы верим, что это не так (какое-либо лекарство, например, которое не обладает способностью исцелить от определенной болезни, но человек верит в обратное).

Экономические блага же, согласно Карлу Менгеру и всей австрийской психологической школе маржинализма, это такая разновидность благ, которой в настоящее время недостаточно (по количеству), чтобы принести удовлетворение нужде в данном благе (например, наличие/отсутствие в магазине того или иного продукта). Именно потому, что доступный объем этого блага меньше, нежели спрос на него, оно становится наиболее ценным и привлекательным для человека. Эта теория австрийской школы маржинализма позволяет вывести следующую закономерность: редкость порождает ценность. А еще она дает проследить очередное отличие школы Менгера от классической теории: там активно использовались термины «стоимость» и «товар», австрийцы же в первую очередь оперировали определениями «ценности» и «экономического блага».

Все экономические блага по учению основателя теории потребностей, представителя австрийской школы маржинализма Менгера, градуируются по категориям. Первая категория — блага потребительские, благодаря им удовлетворяются насущные желания человека. Благами более высших категорий являются те, что требуются для производства первых. Пока сохраняется спрос на первые блага, пока они ценны, сохраняется и ценность благ последующих категорий; падение же ценности потребительских благ нивелирует и ценность остальных (пока мы приобретаем ту или иную продукцию, ценным будет оставаться и сырье для нее).

Говоря об идеях австрийской школы маржинализма, нельзя не сказать о понятии неэкономического блага. Это абсолютная противоположность экономическому — когда что-то у тебя в таком избытке, что ты просто перестаешь это ценить. Данное определение вновь возвращает нас к выведенной выше закономерности: тем ценнее, чем реже, то есть меньше.

Напомним еще раз: понятие стоимости австрийцы заменили термином «ценность». Теория стоимости австрийской школы маржинализма напрямую связана с таким явлением, как полезность. Чем больше у человека какого-то блага, тем менее оно полезно — читай: ценно (о чем и говорилось выше). Таким образом, можно сделать вывод о том, что представители австрийской школы маржинализма определяют стоимость блага предельной полезностью.

Необходимо упомянуть также и о том, что пресловутая ценность не является одинаковой для всех. Здесь снова уместно вспомнить о субъективизме и психологизме австрийской школы маржинализма — именно субъективной и психологической является ценность каждого отдельного блага для каждого отдельного индивида. То, что я наделяю высокой ценностью, будет практически совершенно бесполезным для моего друга — и наоборот. Отсюда в австрийской психологической школе маржинализма вытекает следующее понятие — обмена. Обмен, по мнению австрийцев, возможен и экономически выгоден лишь в том случае, когда предлагаемую мною вещь я считаю менее полезной и нужной, чем ту, которую хочу получить взамен. Тот же человек, с кем я планирую сделку, должен оценивать имеющийся у меня предмет выше своего. Тогда, по теории австрийской школы маржинализма, обмен «сработает». Предмет, который мы хотим обменять, называется, по терминологии Менгера, товаром.