Децентрализация

В средние века

В средневековой Европе во всех государствах, кроме Византии, процесс централизации изживал себя. Зародилась новая система – феодализм. Он пришел на смену единой императорской власти. Средневековые короли были лишь «первыми среди равных». Многочисленные бароны и графы имели собственные земельные наделы, небольшие армии и обложенных налогом крестьян. Все это давало экономическую и политическую независимость от центра.

Феодальная Европа ушла в прошлое, когда закончилось Средневековье, а государства начали приобретать национальный характер. В Англии, Франции и других крупных странах короли постепенно прибрали к своим рукам абсолютную власть. Подобная централизация — это долгий процесс, который охватывал жизнь нескольких поколений.

Децентрализация в экономике

Рыночная экономика обязана быть частично децентрализованной, так как она характеризуется свободным не зависящим от предписаний и указаний сверху режимом хозяйственной деятельности граждан и их объединений.

Децентрализованная экономика в рыночных условиях не должна быть обременена установленным центром государственным планом, который безоговорочно подлежит выполнению. Вместо обязательного существует рекомендательный план-прогноз, который министерство предлагает регионам. Происходит не только ограничение прав центрального государственного или иного руководящего аппарата, но и делегирование планово-управленческих полномочий хозяйственным единицам, предоставление самостоятельности в принятии решений, а также в тактике и стратегии своих действий.

Однако, чтобы избежать хаоса и полнейшего разногласия рыночная экономика должна быть контролируемой и направляемой, поэтому полная децентрализация экономики невозможна и нежелательна. Экономика страны должна обладать системой правил экономического поведения, имеющей общий характер для всех участников экономического процесса.

Децентрализация в управлении государством

Процесс рассредоточения власти из центра по регионам и налаживание местного самоуправления за счет получения части полномочий от центральной власти является децентрализацией.

Этот механизм приносит пользу в случае гармоничного взаимоотношения между центром и регионами. Децентрализация в управлении государством – это передача ответственности за планирование, менеджмент и использование ресурсов от центрального аппарата управления на более низшие уровни.

Децентрализация тесно связана с распределением функций (или задач) между самыми низкими уровнями социального порядка, которые способны их выполнять.

Принцип субсидиарности – один из главнейших принципов распределения социальной помощи по мере необходимости между подразделениями. Именно данный принцип положен в основу Европейской хартии Местного самоуправления. Немаловажным является тот факт, что не все функции управления стоит переводить на места.

Исходя из принципа субсидиарности, совершать децентрализацию стоит, если это крайне важно для достижения поставленных целей и есть гарантии эффективного их выполнения и повышения качества управления

Показатели, используемые для оценки степени централизации и децентрализации

Децентрализацию нельзя рассматривать в отрыве от централизации. Не может быть полностью децентрализованной структуры — она потеряет свою целостность. Но не может быть организации, полностью лишенной децентрализации — с утратой автономии она потеряет свою структуру. Таким образом, именно степень децентрализации, выражаемая соотношением между централизацией и децентрализацией управления на данном предприятии, является существенной

Жесткая централизация дезактивирует руководителей и команды подразделений и приводит к снижению эффективности деятельности организации. Чрезмерная децентрализация создает разрыв между целями подразделения и организацией. Положительная деятельность на уровне подразделения может стать отрицательной на уровне организации в целом. А это, соответственно, приведет к снижению эффективности деятельности организации в целом .

Оптимальный уровень децентрализации управления, позволяющий обеспечить как активизацию деятельности низовых подразделений, так и ориентацию их деятельности на рост общей эффективности деятельности организации, определяется характеристиками конкретного предприятия, особенностями данной сферы деятельности и спецификой текущей ситуации.

Определенной формой компромисса централизации и децентрализации является полицентризм. Полицентрическая структура сохраняет приоритет единого координирующего центра, но в то же время обеспечивает высокую значимость центров второго уровня, близких к периферии организации и имеющих больше возможностей для своевременного адаптивного реагирования

В то же время существует множество показателей децентрализации управления

Например, следующие показатели децентрализации: количество решений, принятых на более низких уровнях управления; важность решений, принятых на более низких уровнях управления; количество функций, на которые влияют решения, принятые на более низких уровнях управления; степень контроля, осуществляемого за этими решениями. Наиболее важными для оценки уровня централизации/децентрализации являются не количественные показатели — объем переданных полномочий, а качественные характеристики — значимость переданных полномочий в общей системе реализуемых на предприятии управленческих функций и степень самостоятельности нижнего подразделения в реализации этих полномочий

Если персонал нижних уровней организации принимает много решений, но эти решения «запрограммированы» политикой организации, то степень централизации остается высокой. Также, если оценка управленческой деятельности дается на верхнем уровне организации, то это централизация независимо от того, на каком уровне принимаются решения. Таким образом, при оценке уровня централизации/децентрализации важно учитывать, в какой степени децентрализация управления сопровождается децентрализацией власти

Наиболее важными для оценки уровня централизации/децентрализации являются не количественные показатели — объем переданных полномочий, а качественные характеристики — значимость переданных полномочий в общей системе реализуемых на предприятии управленческих функций и степень самостоятельности нижнего подразделения в реализации этих полномочий. Если персонал нижних уровней организации принимает много решений, но эти решения «запрограммированы» политикой организации, то степень централизации остается высокой. Также, если оценка управленческой деятельности дается на верхнем уровне организации, то это централизация независимо от того, на каком уровне принимаются решения

Таким образом, при оценке уровня централизации/децентрализации важно учитывать, в какой степени децентрализация управления сопровождается децентрализацией власти

Объективная оценка уровня централизации/децентрализации может быть дана по единому критерию, отражающему распределение полномочий между управляющим центром и подразделениями по наиболее важным сферам принятия управленческих решений, связанным с функционированием подразделений. Среди таких сфер можно выделить:

  • кадровое перемещение,
  • оценка персонала,
  • оплата труда,
  • структура подразделов,
  • организация труда,
  • техника и технология производства,
  • оперативное планирование

Ключевые преимущества DeFi

Традиционная финансовая система опирается на такие институты, как банки, которые выступают в качестве посредников, и суды для обеспечения разрешения спорных моментов. 

DeFi-приложения не нуждаются в посредниках и судах. Код определяет разрешение каждого возможного спора, а пользователи в свою очередь держат под контролем все свои средства. Это снижает затраты на предоставление и использование продуктов, и позволяет создать более безотказную финансовую систему.

С помощью децентрализованных финансов у пользователей будет два невероятных преимущества перед современной системой:

  • Возможность полностью контролировать активы и доступ к ним. Больше не нужно доверять посредникам, которые берут проценты за свои услуги. Каждый может получить доступ к услуге, при этом у системы нет единого органа контроля.
  • Все протоколы, на которых функционируют DeFi, работают на открытом исходном коде. Соответственно, любой может создать финансовый продукт на их основе и придумать новую форму создания стоимости. Это ускорит развитие инноваций и усилит сетевой эффект, ведь с каждым новым продуктом на подобные платформы будет переходить всё больше пользователей и разработчиков.

Хотя для этого нужно обладать знаниями программирования. Обычный человек без подобного опыта вряд ли сможет расширить возможности экосистемы DeFi. Если он не инвестор, конечно же.

Причины децентрализации

Обоснование процесса децентрализации управления варьируется как во времени, так и в пространстве. Например, во многих странах Латинской Америки децентрализация государственной власти рассматривается как важный компонент демократизации. Это может контрастировать с ситуацией в странах бывшего Советского Союза, где децентрализация происходила на разовой основе из-за быстрого упадка предыдущего централизованного режима (к примеру Украина), или с некоторыми странами Юго-Восточной Азии, где децентрализация в некоторой степени мотивирована необходимостью улучшить предоставление услуг большим группам населения.

Проблемы использования DeFi

  • Низкая производительность. Блокчейны по своей природе работают медленнее, чем их централизованные аналоги, что приводит к созданию дополнительных приложений. Разработчики DeFi-приложений должны учитывать такие ограничения и соответствующим образом оптимизировать свои продукты.
  • Высокий риск ошибки пользователя. DeFi-приложения передают ответственность от посредников к пользователю. Это может быть негативным аспектом для многих. Разработка продуктов, которые минимизируют риск ошибки пользователя является особенно сложной задачей, когда продукты развертываются поверх неизменяемых блокчейн-сетей.
  • Плохой пользовательский опыт. В настоящее время использование DeFi-приложений требует дополнительных усилий со стороны пользователя. Чтобы данные приложения были ключевым элементом глобальной финансовой системы, они должны предоставить ощутимую выгоду, которая повлияет на желание пользователей отказаться от традиционной системы.
  • Беспорядочность экосистемы. Поиск наиболее подходящего приложения может оказаться довольно сложной задачей, наряду с этим, пользователи должны обладать определенным умением, чтобы подобрать лучший вариант. Также проблема состоит не только в создании приложений, но и в размышлениях о том, на сколько идеально они смогут подойти к большой экосистеме децентрализованных финансов.

Почему именно децентрализация?

Децентрализация — это обычно неправильно понимаемая концепция. Объясню почему: например, часто говорят, что причина, по которой криптовалютные сети выступают за децентрализацию, заключается в том, чтобы противостоять государственному регулированию или же в угоду своим свободным политическим взглядам. Возможно в некоторой степени это и так, однако это не основные причины, по которым так важна децентрализация.

Давайте рассмотрим проблемы, имеющиеся у централизованных платформ. Централизованные платформы проходят легко прогнозируемый жизненный цикл. Когда они только запускаются, они делают все возможное, чтобы привлечь большее число пользователей в добавок к различным третьим лицам: таким как разработчики, предприятия и СМИ-организации. Они делают это для того, чтобы их сервисы приобрели наибольшую ценность, поскольку платформы (по определению) представляют собой системы, нацеленные на получение многостороннего эффекта сетевой выгоды. В соответствии с тем, как платформы продвигаются по S-кривой всеобщего признания, их власть над пользователями и третьими лицами неуклонно растет.

Когда платформы пробивают пик S-кривой, их отношения с участниками сети меняются от положительного значения до нулевого. Самый простой способ продолжить рост — это извлечение данных у пользователей и конкуренция с третьими лицами в области аудитории и прибыли.

Исторические примеры этого — Microsoft vs Netscape, Google vs Yelp, Facebook vs Zynga, и Twitter против своих сторонних клиентов. Операционные системы, такие как iOS и Android, ведут себя намного лучше, хотя они по-прежнему применяют «здоровый» 30% налог, отказываются от приложений по каким-то непонятным произвольным причинам и, по своему желанию, используют функционалы сторонних приложений.

Для третьих лиц этот переход от кооперации к конкуренции ощущается как мошенническая «замануха». Со временем лучшие предприниматели, разработчики и инвесторы стали опасаться развивать свои идеи на основе централизованных платформ. У нас есть много доказательств того, что это в конце концов закончится разочарованием. Кроме того, пользователи в итоге вынуждены отказаться от конфиденциальности, контроля над своими данными и становятся уязвимыми для атак на их безопасность. Эти проблемы с централизованными платформами, вероятно, станут еще более значительными в будущем.

Сущность процессов централизации и децентрализации

Благодаря грамотному соотношению процессов централизации и децентрализации в организации становится возможным достижение высоких показателей качества деятельности в области распределения ответственности и полномочий. Конкретные формы содержания их необходимого соответствия в любой организации имеют зависимость от установленных в ней уровней принятия решений. 

Определение 1

Централизация – это сосредоточение (концентрация) процесса принятия решений и властных полномочий на верхних иерархических уровнях управления. 

Определение 2

Децентрализация – это процесс передачи полномочий в области принятия решений по определенным вопросам нижним этажам управленческой структуры. 

В случае децентрализации, необходимые властные полномочия распределяются между многими организационными субъектами (службами и подразделениями), каждый из которых обладает определенную иерархическую структуру. 
Процессы централизации и децентрализации необходимы для обеспечения распределения полномочий в области принятия решений между различными иерархическими уровнями управления. 

Благодаря установлению оптимального соотношения централизации и децентрализации в контексте формирования управленческих организационных структур становится возможным: 

  1. Централизация функции постановки задачи и формулирования целей, совместно с осуществлением контроля за их исполнением на предприятии, что также предполагает одновременную передачу полномочий в области принятия оперативных решений на более низкий уровень системы иерархии управления. 
  2. Интеграция всех форм деятельности, которые необходимы для достижения общих целей и обеспечения ее приоритетного статуса перед более мелкими функциональными целями. 
  3. Привнесение в управленческую структуру мобильности и гибкости для того, чтобы она имела возможность быстрого реагирования на перемены во внутренних и внешний условиях работы предприятия. 
  4. Принятие приемлемых мер быстрого и своевременного принятия решений в условиях быстро изменяющихся ситуаций. 
  5. Выработка для руководящего состава условий самоидентификации на всех иерархических уровнях управления, совместно с созданием лучших условий мотивации их работы. 

Выработка оптимального соотношения процессов централизации и децентрализации является важным процессом в любой системе управления. 

Уровень и характер процессов централизации и децентрализации полномочий руководящего состава определяется следующими характеристиками организации: 

  1. Необходимостью распределения ресурсов, находящихся в дефиците, совместно с проведением единой для всех подразделений политики, что является весьма затруднительным при высоких показателях децентрализации. 
  2. Издержками, связанными с процессом принятия решений на уровне организации. Чем более дорогими они являются, тем более высокий уровень управленческих кадров должен их рассматривать. 
  3. Масштабами организации. Из-за затруднений в координации внутренних процессов крупных организаций, ее необходимо разделять на совокупность самостоятельных подразделений, руководящий состав которых должен на максимально приближенном уровне находиться к процессу принятия решений, а также способствовать развитию горизонтальных связей между ними. 
  4. Спецификой деятельности. В некоторых формах деятельности могут наблюдаться технические ограничения возможностей процессов централизации и децентрализации управленческих возможностей. Другие формы деятельности могут нуждаться в стратегических решениях, которые невозможны без централизации, либо, в обратном случае – требовать действия, которые предполагают необходимость децентрализации. 
  5. Историческими традициями и взглядами высшего руководящего звена. 
  6. Подготовленности персонала к самостоятельному выполнению деятельности. 

Определение характера централизации и децентрализации возможно благодаря следующим переменным: 

Количеству решений, которые принимаются в иерархии управления. 
Важностью результатов этих решений для предприятия. 
Результативностью средств реализации решений. 

В случае необходимости возможно использование и иных показателей, как качественных, так и количественных. 

Замечание 1

Уровень централизации полномочий может определяться количеством решений, которые принимаются на высшей иерархической ступени управления, совместно со степенью принятия значимых решений, количеством работников, которые реализуют функции управления на организационном уровне, количеством решений, которые не нуждаются в согласовании с руководством, количеством случаев вовлечения подчиненных в управленческие процессы. 

Задний план

Сравнение с централизованными системами

Централизованные системы очистки сточных вод являются наиболее широко применяемыми в хорошо развитой городской среде и старейшим подходом к решению проблем, связанных со сточными водами. Они собирают сточные воды в крупных и объемных сетях трубопроводов, также называемых канализацией , которые транспортируют их на большие расстояния к одной или нескольким очистным сооружениям. Ливневую воду можно собирать как в комбинированную канализацию, так и в отдельные ливневые стоки. Последний состоит из двух отдельных трубопроводных систем: для сточных вод и для ливневых вод. Очищенные сточные воды сбрасываются разными способами, чаще всего сбрасываются в естественные водоемы. Очищенные сточные воды также могут быть использованы в полезных целях, и в этом случае они называются регенерированной водой .

Основное различие между децентрализованными и централизованными системами заключается в структуре транспортировки. В децентрализованных системах очистка и удаление или повторное использование сточных вод происходит близко к источнику образования. В результате получается небольшая транспортная сеть, в некоторых случаях ограниченная только одним трубопроводом. Размер сети позволяет использовать различные методы транспортировки в дополнение к хорошо известным самотечным коллекторам, таким как канализационные коллекторы под давлением и вакуумные коллекторы . Количество сточных вод невелико и характеризуется значительными колебаниями.

Приложения

В местах с развитой инфраструктурой децентрализованные системы сточных вод могут быть жизнеспособной альтернативой традиционной централизованной системе, особенно в случаях модернизации или модернизации существующих систем. Возможно множество различных комбинаций и вариаций гибридных систем. Развитие новых технологий лечения позволяет создавать децентрализованные решения, которые являются технически и эстетически обоснованными и приемлемыми.

Децентрализованные приложения необходимы в новых городских застройках, где строительство инфраструктуры еще не готово или будет выполнено в будущем. Во многих странах и регионах развитие инфраструктуры (дороги, водоснабжение и особенно канализационные / дренажные системы) осуществляется через годы после строительства жилья. В таких случаях децентрализованные очистные сооружения рассматриваются как временное решение, но они являются обязательными для предотвращения проблем со здоровьем населения и окружающей среды.

Децентрализованные системы позволяют разделить потоки или источники, которые разделяют различные типы сточных вод в зависимости от их происхождения, такие как: черная вода , серая вода и моча . Этот подход требует отдельных параллельных трубопроводных / водопроводных систем для передачи сегрегированных потоков, и цель состоит в том, чтобы применить различный уровень обработки и обработки каждого потока, а также повысить безопасность повторного использования и утилизации конечных продуктов.

В конкретном случае развивающихся стран , где часто встречаются населенные пункты с плохой инфраструктурой, широко продвигается децентрализованная очистка сточных вод из-за возможности применения технологий с низкими требованиями к эксплуатации и техническому обслуживанию. Кроме того, децентрализованные подходы требуют меньших инвестиций по сравнению с централизованными решениями.

Путь к децентрализации

Со всё возрастающей ясностью мы понимаем, что децентрализация не является начальной точкой или даже конечным состоянием, но скорее путём, требующим от идущего по нему прагматизма и гибкости.

Понимание и оптимальное планирование децентрализации особенно важно для нас в Outlier Ventures, потому что мы являемся не только инвесторами, но также и консультантами в сферах токенизированных экономик, проектирования систем и управления нашим портфелем. Успешность большей части наших инвестиций обычно зависит от долгосрочного успеха наших проектов, поэтому нам нужно, чтобы они были жизнеспособны и устойчивы

И это непростая задача. Если мы посмотрим на короткую (всего около 10 лет) историю криптосферы, то увидим, что она полна примеров вызовов для децентрализованного управления – будь то проблемы масштабирования, с которыми сталкивается Биткойн, откат состояния сети в результате взлома и последовавшие за этим дебаты о способах принятия решений (Ethereum), равно как и просто обновления сетей.

В лучшем случае это был плохой пиар, в худшем, это могло ограничивать прирост пользователей и обновления сети и в самом худшем случае приводило к спорным форкам. Можно считать это лишь следствием того, что эти проекты являются первым поколением протоколов с радикально новыми решениями, которые со временем нуждаются в форке, чтобы стать более зрелыми. Однако есть и несколько общих тем, которые потенциально могут быть смягчены посредством грамотного планирования и управления, как то:

  • Масштабирование – сильное разделение мнений относительно того, как и когда следует вносить изменения на уровне протокола. Самый известный пример – это споры вокруг размера блока в Биткойне.
  • Централизация – часть комьюнити, сформировавшегося вокруг протокола, считает, что управление протоколом осуществляется слишком централизованно, и создаёт форк, направленный на реализацию более децентрализованной модели управления – например, с полностью иной моделью управления или через изменение алгоритма консенсуса, призванное противодействовать централизации майнинга.
  • Обновления – новая версия протокола несёт в себе критические изменения, и, следовательно, требует выполнения хард-форка. Очевидным примером могут быть желанные форки, предполагающие поддержку большей части сообщества. С другой стороны, спорные форки иногда называют просто «обновлениями», чтобы заручиться поддержкой сообщества.

Как следствие, криптоиндустрия привнесла много новых изменений в и без того сложный предмет управления в децентрализованных системах и повысила стоимость ошибки. Вот почему мы считаем необходимым существование гибкого процесса, выступающего в качестве направляющего маршрута к оптимальной децентрализации для заданного сценария использования.