Оглавление
Текущие списки ФАТФ
По состоянию на 2 марта 2021 года в этом списке находятся следующие страны:
- Иран
- Северная Корея
Текущий серый список ФАТФ
По состоянию на 25 июня 2021 года в этот список входят следующие страны:
Страна в сером списке |
---|
Албания |
Барбадос |
Ботсвана |
Буркина-Фасо |
Камбоджа |
Каймановы острова |
Ямайка |
Гаити |
Мальта |
Маврикий |
Марокко |
Мьянма (Бирма) |
Никарагуа |
Пакистан |
Панама |
Филиппины |
Сенегал |
южный Судан |
Сирия |
Уганда |
Йемен |
Зимбабве |
Обзорная встреча ФАТФ
Пленарное заседание ФАТФ, формирующий орган, собирается три раза в год: в феврале, июне и октябре. Последнее обзорное совещание состоялось 20-25 июня 2021 года в Париже.
- В июне 2021 года ФАТФ заявила, что Маврикий и Ботсвана завершили свои планы действий и будут посещать места, прежде чем будут удалены из списка в октябре 2021 года.
- Гана была официально исключена из серого списка после завершения плана действий и успешного посещения объекта экспертами.
- Новые юрисдикции, добавленные в серый список, включают Гаити, Мальту, Филиппины и Южный Судан.
Возможные последствия
В первую очередь следует обратить внимание на то, что круг государств, в банки которых разрешено зачислять средства в рамках тех или иных сделок ввиду участия таких государств в международных организациях, существенно сузился. Количество государств-участников ОЭСР и ФАТФ достаточно обширно (обе организации включают в себя по 36 государств-участников), тогда как в участвуют всего 4 иностранных государства: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия
Во-вторых, помимо участия в ЕАЭС, предусмотрен достаточно размытый критерий осуществления автообмена. Дело в том, что автообмен осуществляется не между всеми подписантами Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (далее – МСАА),а только между юрисдикциями, активировавшими отношения по автообмену на двустороннем уровне. Процедура активации состоит в подаче в секретариат ОЭСР перечней государств для автообмена каждым государством-подписантом МСАА, и только совпадение двух конкретных юрисдикций в перечнях друг друга может послужить правовым основанием для осуществления автообмена на практике.
Размытость критерия осуществления автообмена заключается в толковании данного понятия: подразумевается ли под ним исключительно активация двусторонних отношений по автообмену между РФ и конкретными иностранными государствами, либо требуется именно фактически произведенный и официально зафиксированный обмен отчетами между ФНС России и компетентными органами иностранных государств.
Купюры
Согласно результатам опроса FATF, для транспортировки криминальных наличных чаще используются купюры маленького и среднего номинала, а также смесь большого и маленького номинала. Однако, между странами существует значительное расхождение.
Так, например, в Великобритании чаще используются купюры большого номинала. Власти Нидерландов также отмечают купюры достоинством в 500 и 200 евро, которым отдают предпочтение преступники.
Причина достаточно очевидна. Например, если взять для примера британский фунт стерлингов, то 250,000 в виде купюр по 10 и 20 фунтов будут весить 15-20 кг и займут довольно большую спортивную сумку. В свою очередь, та же сумма в виде купюр по 500 евро будет весить около 0.6 кг и поместится в большой конверт.
Варианты толкования понятия «осуществление автообмена»
При применении любого из указанных выше подходов могут возникать следующие вопросы практического характера:
- Активированные двусторонние отношения по автообмену: чаще всего используется система поиска на официальном портале ОЭСР, но размещаемые на нем данные не всегда оперативно актуализируются. При наличии сомнений в достоверности информации необходимо обратиться к официальным перечням для автообмена и выявить наличие двух юрисдикций в соответствующим перечнях каждой из них.
Для окончательного установления наличия у иностранного государства активированных отношений по автообмену с РФ необходимо найти аналогичный перечень иностранного государства и удостовериться в том, что РФ в нем фигурирует. Как правило, такие перечни официально публикуются компетентными (чаще всего налоговыми) органами иностранных государств, но в сравнительно редких случаях имеют англоязычную версию, если официальным языком иностранного государства не является английский язык.
- Фактический обмен отчетами с иностранным государством: точное количество фактически обменивающихся информацией с РФ иностранных государств и территорий по состоянию на конец 2019 года неизвестно. Имеются данные ФНС России о получении отчетов за 2017 год от 60 иностранных юрисдикций, актуальные на август 2019 г. Тем не менее, с 1 января 2020 г. в ФЗ-173 появится норма, обязывающая ФНС России публиковать и актуализировать перечень осуществляющих автообмен с РФ иностранных юрисдикций на своем официальном сайте (часть 10 статьи 12 будущей редакции ФЗ-173).
Напомним, что мера ответственности за совершение незаконных валютных операций (т.е. всех не поименованных в ФЗ-173 в качестве разрешенных) не изменялась и по-прежнему заключается в наложении административного штрафа в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции на физическое лицо в соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
The FATF Fourth Round of AML/CFT Mutual Evaluations
Rosfinmonitoring is the center for assessing threats to the national security, arising from money laundering, financing of terrorism and proliferation of weapons of mass destruction, as well as for designating counter-measures.
At the moment the Russian Federation is in the active phase of preparations for the fourth round of the FATF mutual evaluations. In order to make timely, comprehensive, coordinated efforts in this field under Russian President’s decree № 31-rp an Interagency Commission for preparation of the Russian Federation to the fourth round of the FATF mutual evaluations was established. The Commission includes representatives of LEAs, supervisory and control and other Russian state bodies in charge of AML/CFT policies. The protocols of the Commission are aimed at resolving problematic issues that arise during the preparations of Russia for the up-coming evaluations. Their objective is also to approve the key reporting papers at all the phases (such as national ML/TF risk assessment reports, summary of compliance with the FATF standards and effectiveness, etc.).
Within the framework of the fourth round of evaluations assessors examine not only the technical compliance of the country with the FATF Recommendations (whether there are institutions, legislation, mechanisms, procedures) but also the effectiveness of the state in AML/CFT/PWMD. To get the necessary balance between comprehensive understanding of the AML/CFT system effectiveness and the detailed analysis of how well its components work, the FATF assesses the effectiveness against eleven Immediate Outcomes. Each of the IOs is a key goal that the effective AML/CFT system should reach. They include understanding of ML/TF risks and coordination of actions against ML/TF/FPWMD, effective international cooperation, supervision and regulation of financial institutions and DNFBPs, application of preventive measures by the private sector organizations, transparency of legal persons and arrangements, demand for financial intelligence materials by the competent authorities, ML/TF investigations and introduction of effective sanctions, confiscation of criminal proceeds and freezing of terrorist assets as well as compliance with the UN Security Council resolutions on FPWMD.
With regard to the fact that the whole country is responsible for demonstration of its AML/CFT system’s effectiveness, the unification of all the competent authorities and the private sector organizations’ efforts during preparations for evaluations becomes a key objective.
Following the results of the evaluations international experts will determine the degree of achievement by the national AML/CFT system the goals of the FATF standards, as well as provide specific recommendations for its improvement.
According to the outcomes of the previous assessment in 2008, the FATF experts identified a number of shortcomings (including inadequate transparency of information on beneficial owners and control over legal entities), which led to the placement of Russia on regular monitoring.
In September 2014 after successful presentation of the Russian report on progress to the MONEYVAL Plenary, our country was removed from the regular monitoring until the next evaluation. With a low compliance rating in 2018 an enhanced monitoring regime will be introduced along with economic sanctions.
Reference:
The methodology for assessing the AML/CFT systems was approved by the FATF in 2013 and involves consideration of two complementary components: technical compliance and effectiveness.
Technical compliance is meeting the FATF 40 Recommendations, while the effectiveness is capacity of the AML system’s participants to achieve immediate outcomes (IOs) in elimination of ML/TF risks.
Что это такое
Согласно общему определению, ФАТФ – это межнациональная организация, занимающаяся подготовкой мировых стандартов в области противостояния отмывания незаконных доходов и финансовому обеспечению террористических организаций. Кроме того, ФАТФ занимается тем, что оценивает национальные системы на предмет соответствия установленным международным стандартам. Главным инструментарием в деятельности описываемой организации считается сорок рекомендаций в области ПОД/ФТ, которые тщательно проходят ревизию ( ориентировочно каждые пять лет). Президентом группы ФАТФ является Сантьяго Отаменди.
Структура и виды активности
Группа ФАТФ постоянно проводит пленарные заседания не реже трех раз в год, на которых принимаются те или иные решения. Также инструментом данного института являются его рабочие группы:
- по типологиям;
- по оцениванию и внедрению;
- по борьбе с финансированием террористических организаций;
- по изучению международной кооперации.
ФАТФ – это еще и организация, которая ведет активное взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом и Управлением ООН по борьбе с преступностью и оборотом наркотиков. Все эти структуры разрабатывают и реализовывают программы по противодействию отмывания незаконных денежных средств и вложению финансов в преступную деятельность.
Одним из важнейших инструментов деятельности ФАТФ являются несколько подразделений финансовой разведки (или сокращенно ПФР), которые отвечают за сбор и изучение информации финансового характера в рамках одной страны с целью поиска и выявления незаконных денежных «миграций».
Документы ФАТФ
Основополагающим документом, устанавливающим комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения, является 40 Рекомендаций ФАТФ.
Страны имеют различные правовые, административные и оперативные структуры и различные финансовые системы, в связи с чем не могут принимать идентичные меры по противодействию этим угрозам. Поэтому странам следует адаптировать к своим конкретным условиям Рекомендации ФАТФ, которые устанавливают международные стандарты. Рекомендации устанавливают необходимые меры, которые странам следует иметь для того, чтобы:
- определять риски, разрабатывать политику и осуществлять координацию внутри страны;
- преследовать отмывание денег, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;
- применять превентивные меры для финансового сектора и других установленных секторов;
- устанавливать полномочия и ответственность компетентных органов (например, следственных, правоохранительных и надзорных) и иные институциональные меры;
- укреплять прозрачность и доступность информацией о бенефициарной собственности юридических лиц и образований;
- обеспечивать международное сотрудничество.
Помимо 40 Рекомендаций, ФАТФ также выпускает Руководящие принципы, Документы по лучшей практике и другие документы в помощь странам в применении стандартов ФАТФ.
Переводы руководящих документов ФАТФ:
40 Рекомендаций ФАТФ (2012 г.)
Методология оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ (2013 г.)
Внесение изменений в стандарты ФАТФ и заявление ФАТФ по виртуальным активам (2018 г.)
Переводы типологических отчетов и других документов ФАТФ:
Руководство ФАТФ Корреспондентские банковские отношения (2016 г.)
Руководство ФАТФ Криминализация финансирования терроризма, (рекомендация 5) (2016г.)
Руководство ФАТФ Услуги по переводу денежных средств и ценностей (2016 г.)
Данные и статистика в сфере ПОД/ФТ (2015 г.)
Руководство ФАТФ Виртуальные валюты (2015 г.)
Руководство ФАТФ Эффективная надзорная правоприменительная деятельность органов, осуществляющих надзор за финансовым сектором в целях ПОД/ФТ, и правоохранительных органов (2015 г.)
Риск незаконного использования некоммерческих организаций в террористических целях (2014 г.)
Руководство ФАТФ Для банковского сектора (2014 г.)
Роль систем типа «Хавала» и других провайдеров аналогичных услуг в отмывании денег и финансировании терроризма (2013 г.)
Международный передовой опыт — Противодействие использованию некоммерческих организаций в целях финансирования терроризма (Рекомендация 8) (2013 г.)
Международный передовой опыт — Реализация резолюций СБ ООН по ФРОМУ (2013 г.)
Отчет ФАТФ: Конкретные факторы риска, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от коррупции (2012 г.)
Отчет ФАТФ: Уязвимости специалистов по правовым вопросам с точки зрения отмывания денег и финансирования терроризма (2013 г.)
Отчет ФАТФ «Виртуальные валюты — ключевые определения и риски в сфере ПОД/ФТ» (2013 г.)
Отчет ФАТФ: Отмывание денег и незаконная торговля объектами дикой природы (2020 г.)
Отчет ФАТФ: Финансирование терроризма на этнической или расовой почве (2021 г.)
Руководство по применению риск-ориентированного подхода для предоплаченных карт, мобильных платежей и онлайн платежей (2013 г.)
Международный передовой опыт — Целевые финансовые санкции, связанные с терроризмом и финансированием терроризма (Рекомендация 6) (2013 г.)
Руководство ФАТФ Публичные должностные лица (Рекомендации 12 и 22) (2013 г.)
Оценка рисков ОД/ФТ на национальном уровне (2013 г.)
Руководство ФАТФ по проведению финансовых расследований (2012 г.)
Руководство по применению риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности (2021 г.)
Риски отмывания денег и финансирования терроризма, связанные с COVID-19, и ответные меры в области политики (2020 г.)
Лучшие практики по вопросам бенефициарной собственности юридических лиц (2019 г.)
Руководство по оценке рисков финансирования терроризма (2019 г.)
Сокрытие бенефициарной собственности (2018 г.)
Профессиональное отмывание денег ( 2018 г.)
Финансовые потоки, связанные с торговлей людьми ( 2018 г.)
Финансирование вербовки в террористических целях ( 2018 г.)
Отмывание денег путем перевозки наличных денежных средств (2015 г.)
Риски и уязвимости отмывания денег/финансирования терроризма, связанные с золотом (2015 г.)
Другие похожие списки
«Серый список» ОЭСР
внедрение согласованного на международном уровне налогового стандарта с 2011 г.
в значительной степени реализовал стандарт
привержены стандарту, но еще не реализовали его по существу
не придерживались стандарта (нет)
юрисдикция не контролируется
Несмотря на то, что основное внимание уделяется налоговым преступлениям, ОЭСР также занимается отмыванием денег и дополнила работу, проводимую ФАТФ.
ОЭСР вела «черный список» стран, которые она считает «налоговыми убежищами, которые отказываются сотрудничать», в стремлении к прозрачности налоговых дел и эффективному обмену информацией, официально названный «Списком налоговых гаваней, отказывающихся сотрудничать». С мая 2009 года ни одна страна не была официально указана в качестве налоговых гаваней, отказывающихся сотрудничать, в свете их обязательств по соблюдению стандартов ОЭСР.
22 октября 2008 года на встрече ОЭСР в Париже 17 стран во главе с Францией и Германией решили составить новый черный список налоговых убежищ. Его попросили исследовать около 40 новых налоговых убежищ, где скрывались незадекларированные доходы и в которых размещались многие нерегулируемые хедж-фонды, подвергшиеся критике во время финансового кризиса 2007–2008 годов . Германия, Франция и другие страны призвали ОЭСР добавить Швейцарию в черный список стран, поощряющих налоговое мошенничество. 2 апреля 2009 года ОЭСР опубликовала список стран, разделенных на три части в зависимости от того, применяют ли они «согласованный на международном уровне налоговый стандарт» в отдельных юрисдикциях — налоговых убежищах или других финансовых центрах, представляющих интерес.
- в значительной степени внедрили стандарт: Андорра , Ангилья , Антигуа и Барбуда , Аргентина , Аруба , Австралия , Австрия , Багамы , Бахрейн , Барбадос , Бельгия , Белиз , Бермудские острова , Бразилия , Британские Виргинские острова , Бруней , Канада , Каймановы острова , Чили , Китай , Острова Кука , Коста-Рика , Кипр , Чешская Республика , Дания , Доминика , Эстония , Финляндия , Франция , Германия , Гибралтар , Греция , Гренада , Гернси , Гонконг , Венгрия , Исландия , Индия , Индонезия , Ирландия , остров Мэн , Израиль , Италия , Япония , Джерси , Южная Корея , Либерия , Лихтенштейн , Люксембург , Макао , Малайзия , Мальта , Маршалловы острова , Маврикий , Мексика , Монако , Монтсеррат , Нидерланды , Нидерландские Антильские острова , Новая Зеландия , Норвегия , Панама , Филиппины , Польша , Португалия , Катар , Россия , Сент-Китс и Невис , Сент-Люсия , Сент-Винсент и Гренадины , Самоа , Сан-Марино , Сейшельские острова , Сингапур , Словакия , Словения , Южная Африка , Испания , Швеция , Швейцария , Турция , Терки и Калифорния острова icos , Объединенные Арабские Эмираты , Великобритания , США , Виргинские острова США , Вануату . Это не полный список, так как многие страны, включая Ливан, Нигерию и многие другие, не включены в этот список.
- привержены стандарту, но еще не внедрили его в значительной степени: Науру , Ниуэ , Гватемала , Уругвай
- не соблюдают стандарт: нет по состоянию на октябрь 2009 г.
Другие страны регулярно обвиняют в финансировании терроризма
Бахрейн , Катар , Саудовскую Аравию и ОАЭ также регулярно обвиняют в том, что они очень мало делают для предотвращения потока средств для финансирования терроризма в другие страны. Бахрейн принимает филиал « Братьев-мусульман» Минбар в качестве законного политического игрока. Катар напрямую взаимодействует с боевиками, финансируя признанную в Соединенных Штатах террористическую организацию» ХАМАС и позволяя нескольким «определенным террористическим» подразделениям Талибана сохранять свои офисы в Катаре. Саудовская Аравия также сотрудничает с филиалом «Братьев-мусульман» аль-Ислах в Йемене. Саудовская Аравия и ОАЭ называются «лицемерами», поскольку они тоже сталкиваются с обвинениями в том, что не делают достаточно, чтобы остановить финансирование терроризма, и обе страны имеют связи с террористическими организациями от Афганистана до Йемена.
Списки оффшорных зон ОЭСР
В состав Организации экономического сотрудничества и развития входят 34 страны. Российская Федерация не участвует в этой международной организации. На русском языке ее аббревиатура — ОЭСР, а на английском — OECD.
В 2009 году на встрече “Большой двадцатки” G20 организацией ОЭСР было начато ведение Текущего доклада о юрисдикциях, за которыми наблюдает Глобальный форум организации по введению международных фискальных органов.
Речь идёт о налоговых стандартах, которые были разработаны ОЭСР, согласованы с третьими юрисдикциями и утверждены министрами финансов “Большой двадцатки” еще в 2004 году. Стандарты устанавливают и регламентируют обмен финансовой и налоговой информацией по запросу между фискальными органами стран-подписантов.
ОЭСР занимается налоговыми преступлениями, отмыванием денег и дополнительными работами, проводимыми ФАТФ.
ОЭСР периодически публикует свой список стран, которые, по ее мнению, являются «налоговыми убежищами, отказывающимися от сотрудничества». По сути, список стран, которые недостаточно делают, с точки зрения налоговой прозрачности.
В 2016 году ОЭСР раскрыла критерии, которые она использует для определения того, сотрудничает страна или нет. ОЭСР рассматривает 3 фактора и требует, чтобы страны соответствовали как минимум 2 факторам, чтобы их не классифицировали как отказавшихся от сотрудничества.
Первый фактор — это то, соответствует ли страна требованиям стандарта прозрачности в отношении обмена информацией по запросу.
Второй фактор — намерена ли страна принять автоматический обмен информацией (также известный как Единый стандарт отчетности или CRS) и начать его.
Список ОЭСР делится на три категории.
Белый список ОЭСР — оффшорные зоны и юрисдикции, в достаточной степени внедрившие международные налоговые стандарты:
Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Аруба, Австралия, Австрия, Багамы, Бахрейн, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова, Бруней, Канада, Каймановы острова, Чили, Китай, Острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Чехия, Дания, Доминика, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Гибралтар, Греция, Гренада, Гернси, Гонконг, Венгрия, Исландия, Индия, Индонезия , Ирландия, остров Мэн, Израиль, Италия, Япония, Джерси, Южная Корея, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Макао, Малайзия, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Мексика, Монако, Монтсеррат, Нидерланды, Нидерландские Антильские острова, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Филиппины, Польша, Португалия, Катар, Россия, Св. Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, ЮАР, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, острова Теркс и Кайкос, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США, Виргинские острова США, Вануату и другие страны.
Серый список ОЭСР — оффшорные зоны и юрисдикции, показавшие приверженность международным налоговым стандартам, но не внедрившие их в значительной степени:
Науру, Ниуэ.
Чёрный список ОЭСР — юрисдикции, которые отказались принять обязательство по внедрению международных налоговых стандартов:
С 2012 года в список не входит ни одно государство мира.
Маршруты и цели
Например, на территории Евросоюза самым распространенным типом транспорта для транспортировки крупных сумм наличных считается, скорее, автомобиль. Благодаря Шенгенскому соглашению, внутри ЕС нет ограничений на передвижение и нет пограничного контроля (за исключением внешних границ ЕС). Если автомобиль находится в хорошем состоянии, а водитель не нарушает правил дорожного движения, шансов найти и остановить автомобиль, перевозящий наличные, у полиции или таможни практически нет.
Опрос, проведенный FATF в рамках подготовки доклада, свидетельствует о том, что основным направлением транспортировки нелегальных денежных средств является соседняя страна. Возможное объяснение перемещению наличных средств — это желание дистанцироваться от места, где они были получены, а не желание избежать контроля властей или сделать выплаты, связанные с криминальной цепочкой поставок.
В таком случае, вполне вероятно, что основное желание преступной группы — заполучив большое количество денег, путем совершения преступных действий в одной стране, принять меры, чтобы затруднить властям этой страны их обнаружение. Транспортировка наличных денег в ближайшую страну является простым и, предположительно, самым дешевым способом достижения этой цели.
Заключение
В 2020 в ТОП оффшоров для регистрации бизнеса иностранными предпринимателями входят не только оншоры и классические оффшоры, не имеющие конфликта с мировыми организациями, а также страны из черного списка ФАТФ. Одна из таких стран – Панама, где большинство бизнесменов «укореняются» с целью продвижения товаров/услуг и минимизации налоговой нагрузки.
Чтобы зарегистрировать компанию в оффшорной зоне, купить готовый оффшор или открыть банковский счет без проблем и при поддержке профессиональных юристов, рекомендуем обратиться к специалистам портала Internationalwealth, написав по адресу: info@offshore-pro.info.