Законодательство о цифровых финансовых активах и цифровой валюте в россии (259-фз)

Бухгалтерский учет цифровых валют

В положениях по бухгалтерскому учету не содержится такого актива, под определение которого подходят цифровые активы. Некоторые специалисты рекомендуют учитывать криптовалюту на счете «Финансовые вложение». Это, казалось бы, наиболее подходящий вариант. Однако цифровые активы не вписываются в определение финансового актива согласно ПБУ 19/20, т.к. не имеют «надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права».

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и американские стандарты (US GAAP) также не содержат прямого ответа на вопрос, каким активом в учете является криптовалюта. Однако по обе стороны океана имеются разъяснения организаций, близких к разработчикам стандартов, в которых криповалюту предлагают учитывать в качестве нематериальных активов с неопределенным сроком использования.

Подробнее про бухгалтерский учет криптовалюты читайте в статье «Криптовалюта, NFT, цифровые активы: учет и налогообложение в РФ».

Налогообложение цифровых валют

В настоящее время российское законодательство не содержит особых правил налогообложения криптовалют. Минфин в своих разъяснениях предлагает руководствоваться общими нормами для купли-продажи имущества. Однако существует законопроект, который в некоторой степени проясняет этот вопрос. В частности, при сумме сделок с криптовалютой более 600 тысяч рублей в год у налогоплательщика появляется обязанность проинформировать об этих операциях налоговые органы. Если этого не сделать, грозит штраф 10% от максимальной из двух сумм: суммы поступления или суммы списания криптовалюты. Также проектам устанавливается повышенный штраф за неуплату налога с криптовалютных операций – 40% (подробнее см. в статье).

Цифровые финансовые активы

Согласно п. 2 ст. 1 Закона:

Определение “цифрового права” содержится в ст. 141-1 ГК РФ:

Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. 141-1 ГК РФ.

Однако цифровыми финансовыми активами согласно закону являются не все цифровые права, например “утилитарные цифровые права” определенные в ст. 8 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»’ к ЦФА не относятся. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав:

  1. денежные требования,
  2. возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам,
  3. права участия в капитале непубличного акционерного общества,
  4. право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг

Денежные требования — это требования передачи денег, т.е. рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир, с точки зрения законодательства РФ деньгами не являются.

Эмиссионные ценные бумаги согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О рынке ценных бумаг» это любые ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:

  • закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
  • размещаются выпусками или дополнительными выпусками;
  • имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценных бумаг;

Российское законодательство к числу эмиссионных ценных бумаг относит акции, облигации, опционы эмитента и российские депозитарные расписки.

Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ

Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ

Что о криптовалютах говорится в законе о ЦФА

До недавнего времени в России не было закона, регулирующего крипто-отрасль. Законопроект «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (если проще, то закон о ЦФА) был предложен еще в 2018 году, но его принятие несколько раз откладывалось, а документ неоднократно переписывался. 

Наконец, в июле Госдума и президент Владимир Путин приняли окончательную версию законопроекта, которая начнет действовать 1 января 2021 года. 

Основные положения закона о ЦФА:

  • Дано определение цифрового финансового актива (ЦФА). Если упростить формулировку, то ЦФА — это токены, закрепляющие за пользователем денежные обязательства и осуществление прав по ним; 
  • Выпускать ЦФА могут только непубличные компании (ИП или юрлица). Токенизировать обычные акции нельзя. Зато можно выпускать токены, обеспеченные фиатными валютами — стейблкоины;
  • ЦФА — не платежное средство. Ими нельзя расплачиваться в качестве денег. Но они могут использоваться в качестве залога, их можно покупать, продавать или обменивать на другие ЦФА;
  • Реклама ЦФА должна подчеркивать, что вложения в них рискованны;
  • Криптобиржи разрешены, но они могут торговать только российскими ЦФА ( то есть купить токен зарубежного эмитента пользователь может только на иностранной платформе). Все криптоплощадки должны зарегистрироваться в специальном реестре Центробанка и исполнять те же требования, что и традиционные финансовые компании;
  • Торговлю ЦФА контролирует Центробанк — в любой момент он может ввести ограничения на их покупку, например, минимальную сумму инвестиций;
  • Дано определение цифровой валюты (криптовалюты) — это цифровой код, который можно использовать в качестве средства платежа. У криптовалют в отличие от стейблкоинов нет централизованного эмитента (обязанного лица);
  • Криптовалюты не признаются платежным средством, но ими можно торговать в обмен на другие криптовалюты, майнить, хранить как имущество, а также инвестировать в них;
  • Но криптовалютами нельзя расплачиваться за товары, работу и услуги на территории РФ и с ее резидентами. Запрещено даже рекламировать это. Расплачиваться криптовалютами можно только с нерезидентами России;
  • Криптовалюты — это имущество. Поэтому их наличие и операции с ними надо декларировать. Как задекларировать цифровые активы, пока неясно — конкретные нормы еще не разработаны, они будут добавлены в налоговое законодательство позже. Сейчас ясно лишь то, что чиновники не могут владеть криптовалютами, выпущенными зарубежными компаниями; 
  • Центробанк сможет отслеживать криптотранзакции на территории России. Обязанность предоставления информации по операциям ляжет на криптоплатформы. 

Распределенный реестр

Согласно п. 7 ст. 1 Закона:

Данное определение никоим образом не является определением распределенного реестра в традиционном понимании, формально под него подпадает любая совокупность баз данных, в которых осуществляется репликация и или периодически выполняется бэкап (backup). Следует учитывать что любые базы данных, как и вообще программное обеспечение (ПО), работают на основе установленных алгоритмов. То есть, формально, любая система, в которой несколько баз данных синхронизируют данные с точки зрения Закона является “распределенным реестром”. Любая банковская информационная система формально с 01.01.2021 будет считаться “распределенным реестром”.

Конечно, настоящее определение распределенного реестра, является совсем другим.

Так, стандарт , дает следующее определение блокчейна и распределенного реестра:

Представляется, что в данном Законе ошибочное определение распределенного реестра дано не случайно, а намеренно, о чем свидетельствуют изложенные в законе требования к тому, что обозначено как “информационная система”, и в которую также включаются и “информационные системы на основе распределенного реестра”. Эти требования таковы, что данном случае речь явно не идет о распределенном реестре в общепринятом значении этого термина.

Что осталось за рамками принятого законопроекта?

Принятый законопроект — прорывной для России. Самое главное — он признает криптовалюты и прочие цифровые активы легитимными. Это значительный шаг к выводу криптовалют из серой зоны, цифровые активы больше не игнорируются законодательством.

Однако полного вписания криптовалют в российское правовое поле не произошло, и законодателям есть над чем работать. Принятый законопроект станет основой для всех остальных законопроектов по регулированию крипто-индустрии.

За рамками законопроекта остались следующие вопросы:

  • Определение и регулирование майнинга;
  • Правила выпуска и оборота криптовалют в России, обмена цифровых активов на фиатные средства (прежде всего — на рубли);
  • Налогообложение и декларирование криптовалют;
  • Ответственность за нарушение предписаний законопроекта.

В тексте документа есть отсылка к тому, что все эти вопросы будут регулироваться отдельными законопроектами. Вполне вероятно, что они будут содержать гораздо больше запретов и ограничений. Не удивимся, если в них появится и уголовная ответственность за незаконный оборот цифровых валют.

Принятый законопроект — компромисс между полным запретом криптовалют и их полной легализацией. Уголовного преследования за их использование, которое предполагалось предыдущей версией документа, нет. Из текста также пропали положения, позволяющие получать и передавать цифровые активы лишь в наследство, при банкротстве или в исполнительном производстве. Худшие опасения не подтвердились.

Мнения ФНС и россиян

В письме ФНС говорится, что законопроект не противоречит нынешнему законодательству. «Налоговый кодекс РФ должен предусматривать именно порядок информирования. Проект федерального закона такой порядок устанавливает и не препятствует добровольному информированию. Поэтому, несмотря на то что законопроект разработан не во исполнение закона 259-ФЗ, он полностью соответствует положениям… и ему не противоречит», – цитирует «Комменсант» адресованный АНО «Цифровая экономика» документ.

Композитный ИИ: что это такое и зачем он нужен?
Искусственный интеллект

Задумка ФНС встретила резкую критику не только профильных комитетов, но и россиян, к Правительству России отношения не имеющих. «ФНС фактически подменяет установленное законом о ЦФА право “проинформировать налоговый орган об обладании криптовалютой и о совершении операций с ней” правом «сообщать о получении права на криптовалюту, подавать отчеты об операциях с криптовалютой и о ее остатках. Такое право равносильно обязанности, и последствия ее неисполнения – штраф»,– сообщил изданию преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов. Он считает, что это прямо противоречит закону о ЦФА.

«Такой подход открывает путь к введению уголовной ответственности за нераскрытие, на чем ранее настаивал Минфин. Очевидно, что под основным ударом окажутся обычные граждане, которые решат поэкспериментировать с криптой, в то время как профессиональные злоумышленники с легкостью обойдут все ограничения, используя технические средства анонимизации», – заявил член Ассоциации юристов России Михаил Успенский. Он лично участвовал в подготовке замечаний к законопроекту совместно с АНО «Цифровая экономика».

В ожидании закона «О цифровой валюте»

Как уточнялось выше, законопроект «О цифровых валютах» будет рассмотрен Думой в осеннюю сессию. Именно в нем будут подробно прописаны условия и правила оборота криптовалют среди физлиц и бизнеса. Вероятнее всего, законодатели постараются не затягивать с его принятием, чтобы он вступил в силу одновременно с законом «О цифровых активах» в январе 2021 года.

Сложно сказать заранее, каким он будет, но Анатолий Аксаков обещает, что Госдума подойдет к нему творчески. Непредсказуемо также, какие ограничения на оборот криптовалют в итоге впишет Центробанк, который до этого не отличался любовью к цифровым активам. Регулятору ничто не мешает установить лимит на покупку, например, в 50 000 рублей.

Мария Станкевич тоже считает, что именно законопроект «О цифровых валютах» станет ключевым для индустрии. Она полагает, что принятый законопроект — это всего лишь глоссарий для законодателей, а впереди нас могут ждать неприятные сюрпризы. По ее словам, криптобиржи, конечно, хотели бы увидеть в новом законопроекте «О цифровых валютах» порядок обращения и обмена криптовалют в стране.

Виктор Аргонов считает, что статус криптовалют в России по-прежнему не определен.

Самые последние новости криптовалютного рынка и майнинга:

Исследование Fidelity: 52% крупнейших инвесторов уже владеют криптовалютой

«Народная партия» Канады выступила с критикой Центробанка и поддержала биткоин

Эмитенты стейблкоинов обязаны обеспечить свободную конвертацию токенов в фиат

Создатель биткоина Сатоши Накамото увековечен в виде бронзовой статуи в Венгрии

Как изменилась комиссия за транзакции в сети Ethereum после обновления London?

The following two tabs change content below.

Mining-Cryptocurrency.ru

Материал подготовлен редакцией сайта «Майнинг Криптовалюты», в составе: Главный редактор — Антон Сизов, Журналисты — Игорь Лосев, Виталий Воронов, Дмитрий Марков, Елена Карпина. Мы предоставляем самую актуальную информацию о рынке криптовалют, майнинге и технологии блокчейн.
Отказ от ответственности: все материалы на сайте Mining-Cryptocurrency.ru имеют исключительно информативные цели и не являются торговой рекомендацией или публичной офертой к покупке каких-либо криптовалют или осуществлению любых иных инвестиций и финансовых операций.

Новости Mining-Cryptocurrency.ru

  • Исследование Fidelity: 52% крупнейших инвесторов уже владеют криптовалютой — 18.09.2021
  • «Народная партия» Канады выступила с критикой Центробанка и поддержала биткоин — 18.09.2021
  • Эмитенты стейблкоинов обязаны обеспечить свободную конвертацию токенов в фиат — 18.09.2021
  • Создатель биткоина Сатоши Накамото увековечен в виде бронзовой статуи в Венгрии — 18.09.2021
  • Как изменилась комиссия за транзакции в сети Ethereum после обновления London? — 18.09.2021

Цифровые финансовые активы

Согласно п. 2 ст. 1 Закона:

Определение “цифрового права” содержится в ст. 141-1 ГК РФ:

Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. 141-1 ГК РФ.

Однако цифровыми финансовыми активами согласно закону являются не все цифровые права, например “утилитарные цифровые права” определенные в ст. 8 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»’ к ЦФА не относятся. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав:

  1. денежные требования,
  2. возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам,
  3. права участия в капитале непубличного акционерного общества,
  4. право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг

Денежные требования — это требования передачи денег, т.е. рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир, с точки зрения законодательства РФ деньгами не являются.

Эмиссионные ценные бумаги согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О рынке ценных бумаг» это любые ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:

  • закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
  • размещаются выпусками или дополнительными выпусками;
  • имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценных бумаг;

Российское законодательство к числу эмиссионных ценных бумаг относит акции, облигации, опционы эмитента и российские депозитарные расписки.

Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ

Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ

Законность использования цифровых валюту в России

Закон не запрещает покупать и продавать цифровую валюту (криптовалюту), но запрещает использовать ее в расчетах за товары, работы, услуги (п. 5 ст. 14 Закона). Таким образом, государство устранило конкурента для рубля, сохраняя контроль за финансовой системой.

Закон предусматривает, что владельцы криптовалют смогут защищать свои интересы только в том случае, если проинформировали государство (налоговое ведомство) о факте обладания цифровой валютой (п. 6 ст. 14 Закона).

Хотя Закон не запрещает покупать, продавать цифровую валюту, дарить ее, создавать (майнить), он не содержит положений, регулирующих эти моменты, упоминая, что данные вопросы регулируются в соответствии с федеральными законами, которых пока нет.

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации.

2. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

3. Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

4. Выпуск, учет и обращение эмиссионных ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право.

6. В информационных системах, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, также может осуществляться выпуск цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права. При этом выпуск, учет и обращение цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, осуществляются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона к выпуску, учету и обращению цифровых финансовых активов.

7. Для целей настоящего Федерального закона под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).

8. Для целей настоящего Федерального закона под узлами информационной системы понимаются пользователи информационной системы на основе распределенного реестра, обеспечивающие тождественность информации, содержащейся в указанной информационной системе, с использованием процедур подтверждения действительности вносимых в нее (изменяемых в ней) записей.

9. Понятия «информационная система» и «оператор информационной системы» используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

10. Понятие «бенефициарный владелец» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном абзацем тринадцатым части первой статьи 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

11. Требования настоящего Федерального закона не распространяются на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.

Как принятие закона повлияет на крипто-индустрию в России

Пока ощутимых перемен на российском крипторынке ждать не стоит — законопроект оставляет еще много вопросов.

Больше всего непонимания вызывает запрет на оплату товаров и услуг криптовалютами. Пока по тексту получается, что любое физическое или юридическое лицо, принимающее оплату или расплачивающиеся в криптовалютах, признается нарушителем. Документ ставит огромную массу криптопользователей вне закона, не предлагая никаких альтернатив.

Также неясно, как будет проверяться декларирование и как будет взиматься налог. Мы уже писали о том, как сложно определить налогооблагаемую базу при для криптовалютных активов. Для реализации требований законопроекта понадобится дополнительное регулирование, а также мониторинг транзакций бирж.

Необходимость декларировать криптовалюты выглядит как продолжение борьбы с отмыванием доходов и серых схем оплаты труда, активно проводимое Налоговой под руководством ее бывшего главы Михаила Мишустина. При этом законопроект не дает пользователям никакой мотивации декларировать свои крипто-активы и выходить из тени.

В целом требования к операторам обмена ЦФА аналогичны требованиям, предъявляемым к участникам традиционного финансового рынка. Предполагается, что лицензирование операторов обмена ЦФА приведет к очистке рынка от небольших компаний, которые не готовы работать с регулятором. Это должно еще сильнее подчеркнуть преимущества регулируемых площадок для пользователей, застраховав их от многих рисков. Однако пока неясно, будут ли биржи и банки, ранее далекие от ЦФА, заинтересованы в них. Многие стартапы просто откажутся от выхода на российский рынок. Поэтому ждать резкого роста количества операторов обмена ЦФА не стоит.

Мария Станкевич считает, что даже в нынешнем виде принятый законопроект — это большой шаг вперед.