Тестирование
Для GeForce RTX 3070 рекомендованные частоты работы GPU составляют 1440-1710 МГц, а лимит мощности ограничен 320 Вт. На Тест’O’дром OCClub.ru попала разогнанная «на заводе» версия с припиской OC (NED3080H19IA-1020G). Верхняя планка частот увеличена до 1860 МГц, а стоковый лимит мощности до 370 Вт. Видеопамять GDDR6X работает при стандартных 19,5 ГГц. К сожалению, разгон видеопамяти у видеокарт стал большой редкостью.
В абсолютном зачёте разгон до 1860 МГц по ядру – это довольно высокий показатель, но не самый-самый. Подавляющее большинство моделей функционируют при 1770-1800 МГц, редкие при ~1850 МГц, и есть единичные предложения с 1900 МГц+. Короче говоря, Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC за заводской разгон почёт. Он здесь не так, не для галочки.
В ассортименте Palit есть родственная модель без приписки OC (NED3080U19IA-1020G) и, казалось бы, без разгона. Однако у неё частота всё же повышена до 1755 МГц, а базовый лимит TDP до 340 Вт.
Архитектура NVIDIA Ampere, подобно предшествующей Turing, имеет хитрые механизмы коррекции частот в зависимости от потребляемой мощности и температуры работы. Как следствие фактические частоты могут выходить за заданный «потолок», при чём на продолжительное время, но обо всём по порядку.
Подробное изучение системы охлаждения и возможностей по удержанию частот традиционно начинаем с стресс-тестирования в FurMark. Температура графического процессора удерживалась на 71 градусе, при этом система охлаждения была задействована лишь вполовину (около 1850 об/мин). Реальная частота GPU удерживалась на 1965 МГц. К сожалению, посмотреть температуры на узле питания нельзя.
Выше приведены результаты тестов с BIOS 1 и BIOS 2. Как видно, вся разница между Performance Mode и Silent Mode упирается только в дополнительные ~50 об/мин на пропеллерах.
В полностью стоковом состоянии в бенчмарках 3DMark FireStike и FireStrike Extreme адаптер набрал 40 230 и 20 927 баллов соответственно. Больший интерес представляют графики тестов. Согласно показаниям, максимальная частота достигала 2040 МГц (но обычно 1995 МГц), температура – 69 °C при ~45% оборотов «карлсонов». Отмечу, что видеокарта успевала полностью остыть между подгрузками тестов и полностью остановить вентиляторы. Зачастую они останавливаются только перед последним тестом, который грузится дольше остальных.
Авторазгон силами OC Scanner не дал ничего, но это не показатель. Нередко OC Scanner потенциала не видит ни в памяти, ни в GPU, но в ручном режиме всё удаётся. К ручному разгону и переходим.
Во-первых, частоту видеопамяти удалось увеличить не очень сильно – с 19 ГГц до 19,9 ГГц. Можно увидеть и более высокие значения, однако начинается только падение производительности. Память GDDR6X очень коварна в плане разгона. Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC разогнала память просто средне. У RTX 3080 и RTX 3090 в целом тяжело память идет по частоте.
Сверх номинала с графического процессора тоже удалось выжать не слишком много – грубо говоря +30 реальных МГц. Пиковые значения частоты выросли до 2070 МГц, средние – до 2225 МГц.
Судя по показаниям мониторинга, система охлаждения разгон вообще не почувствовала. Что правда, на производительности это тоже почти нисколько не сказалось. Конечно, итоговый балл подрос (было 40 230 и 20 927 «попугаев», стало 41 025 и 21 174), но не сказать, что овчинка стоит выделки. Большую часть потенциала GPU уже выбрали заводским разгоном.
Остаётся лишь добавить, что шумность видеокарты ниже среднего (три вентилятора – это три вентилятора), а с оглядкой на 370-ваттный TDP так и вовсе. Посторонние шумы вроде писка дросселей отсутствуют полностью.
За, против, вердикт
Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC получилась отменной видеокартой. RTX 3070 в исполнении GameRock тоже замечательная, но с некоторыми нюансами. RTX 3090 GameRock – не слишком приятная в использовании из-за того, что это вообще RTX 3090. RTX 3080 GameRock по системе охлаждения и плате идентичная старшей модели, но за счет куда меньшего уровня тепловыделения не получила негативные стороны RTX 3090, сохранив одни плюсы.
В целом, к видеокарте вообще нет претензий. Всё сделано на высшем уровне от и до. Признаков экономии нет, схема питания не упрощена относительно референса, система охлаждения грамотно сконструирована и качественно выполнена. Радиатор и вовсе такой, будто Noctua делала. Посторонние шумы, такие как писк дросселей, полностью отсутствуют.
Если уж докапываться, можно посетовать на датчик температуры на VRM-узле, показания которого нельзя посмотреть привычными популярными утилитами. При том его температура оказалась невелика – 73 градуса как максимум в FurMark с снятым бэкплейтом.
В конечном итоге Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC получает награду “Выбор редакции”. Это действительно сбалансированная видеокарта без упрощений, косяков, и с знатным разгоном из коробки.
Хорошо:
- Один из наибольших заводских разгонов GPU среди RTX 3080;
- Есть немного дополнительного потенциала;
- Бэкплейт участвует в охлаждении;
- Есть жёсткость конструкции (и подпорка в комплекте!);
- Два VGA-BIOS с разными лимитами TDP;
- Вентиляторы могут полностью останавливаться;
- Отличные шумо- температурные характеристики;
- Интересный внешний вид с ARGB-подсветкой;
- Посторонние шумы полностью отсутствуют.
Не хорошо:
Недостатков не обнаружено.
По страницам
GeForce RTX 3080 и GPU GA102-200
Про новшества и общие особенности архитектуры NVIDIA Ampere, про новые RT-, Tensor-ядра и про многое другое было рассказаны в первом обзоре, посвященном видеокартам NVIDIA 3000-ой серии. В этом разделе речь пойдёт только про GeForce RTX 3080 и технические детали графического процессора GA102-200 без оглядки на то, сколь хорошая/нет получилась именно Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC.
В основе GeForce RTX 3080 лежит графический процессор GA102, который также используется в GeForce RTX 3090. Подобно всем другим графическим процессорам серии GeForce RTX 3000, GA102-200 выполнен по 8-нм техпроцессу на мощностях контрактного чипмейкера Samsung. Скорее всего, в будущем, когда насобирается достаточное количество полуживых чипов, NVIDIA и RTX 3070 переведёт на сильно урезанную модификацию GA102.
В обоих видеокартах применяется неполноценная версия графического процессора, но у младшей модели он урезан примерно на 20%. Забегая наперёд, на те же ~20% она менее производительна. Полновесная версия ядра GA102 содержит семь кластеров GPC, в каждом из которых по 12 SM-блоков, в каждом из которых по 128 блоков FP32 (считай CUDA-ядер). У RTX 3090 в одном из GPC деактивированы два SM, и в итоге активны 10 496 CUDA-ядер.
В свою очередь у RTX 3080 графический процессор «порезан» интересно. Здесь полностью деактивирован один кластер GPC, а из оставшихся кластеров только у двух включены все 12 SM. У прочих по 10 SM. В конечном итоге GeForce RTX 3080 имеет 68 SM, что эквивалент 8 704 CUDA-ядрам.
С одним GPC-кластером пропал и один 64-битный контроллер памяти. Шина памяти сократилась с 384-битной до 320-битной, но это не единственное отличие по подсистеме памяти. GeForce RTX 3080 получила 10-гигабайтный видеобуфер GDDR6X с эффективной частотой 19 ГГц. У RTX 3090 память чуть быстрее – 19,5 ГГц. В конечном счёте пропускная способность подсистемы памяти RTX 3080 достигает 760 ГБ/с.
К удивлению, несмотря на одинаковую модель GPU, старшая RTX 3090 поддерживает SLI-режим, а RTX 3080 уже нет, хотя до этого RTX 2080 и RTX 2070 Super поддерживали работу в тандеме. Впрочем, всё это практического смысла не имеет. C 1 января этого года NVIDIA больше не предоставляет SLI-профили для игр. Работа двух видеокарт вместе возможна через API DirectX 12 и Vulkan, если непосредственно разработчики игры заходят потратить силы на реализацию (скорее нет). Конечно же, в математических задачах несколько видеокарт по-прежнему могут работать без всяких SLI-профилей в нативном режиме.
Собственные модели в исполнении Founders Edition чипмейкер производит, но как обычно куда более богатый ассортимент моделей предоставили AIB-партнёры.
В контексте знакомства с RTX 3080 нельзя не упомянуть одну неприятную ситуацию. У референсной версии Founders Edition на оборотной стороне GPU распаяны 20 конденсаторов керамических (MLCC) и 4 алюминиевых полимерных (SP-CAP). Некоторые AIB-партнёры в желании сэкономить три копейки распаивали конденсаторы попроще, что приводило к нестабильной работе, если частота свыше 2 ГГц (а до 2 ГГц «простреливает» почти каждая RTX 3080). NVIDIA решила проблему «костылём» – просто ограничив частоту на уровне драйвера. Справедливости ради, производители видеокарт быстро выпустили обновленные ревизии GeForce RTX 3080. Palit в числе рьяных экономистов не фигурировала. Palit вообще сэкономить любители, но делают это грамотно.
Ну и в завершение раздела напомню, что вроде как NVIDIA готовит GeForce RTX 3080 с удвоенным 20-гигабайтным видеобуфером. Но здесь ситуация меняется буквально каждую неделю в стиле “может будет, а может и не будет, а может и не может”.