Стоит ли выкупать просадку tesla?

Что будет дальше для бизнеса?

У Tesla есть несколько новых разработок, о которых следует знать инвесторам. После пятого квартала подряд прибыльность Tesla была добавлена ​​в индекс S&P 500 21 декабря, заменив Apartment Investment and Management Co.

Tesla также заявила, что будет стремиться снизить общую стоимость производства своих автомобилей и, в частности, батарей. В долгосрочной перспективе компания также будет пытаться заработать больше на своем программном обеспечении, в том числе на полной системе самоуправления, которая все еще находится в разработке. Что касается доходов от регулирующих кредитов, то они должны снизиться в ближайшие несколько лет вместе с зависимостью компании от этого источника дохода.

Может вас заинтересует так же:

  • Куда вложить 100000 рублей?
  • Как выбрать брокера и открыть брокерский счет?

Tesla: пирамида или бизнес?

Если взглянуть на других автопроизводителей, то увидим следующее:

Тесла производит ничтожно-мало авто, но занимает 2 строчку по капитализации, уступая первенство лишь тойоте:

Рис. 5 Капитализация и кол-во выпускаемых автомобилей. 

Как такое возможно? Либо мир сошел с ума, либо инвесторы видят в компании нечто большее чем просто автопроизводителя. И видят они следующее:

По итогам 2019 года мировые продажи электромобилей составили 2,1 млн. Блумберг прогнозирует увеличение показателя до 8,5 млн. к 2025 году и 54 млн. к 2040 году.

Индустрию двигают меры гос. поддержки и развитие новых технологий. Стоимость литий-ионных батарей в период с 2010 по 2019 год снизилась на 87%, и по заявлением аналитиков тренд продолжится. А это крайне важный фактор, благоприятно влияющий на рентабельность бизнеса.

Уже всем очевидно, что переход на возобновляемые источники энергии — устойчивый тренд, и что все человечество когда-нибудь пересядет на электромобили

Cейчас Тесла — абсолютный лидер на этом рынке. И по техническим характеристикам и по количеству продаж:

Рис. 6 Запас хода разных моделей

На рынке США Model 3 обошла всех конкурентов в своем сегменте, а у нового кроссовера Model Y потенциал просто огромный:

Рис. 7 Доля Model 3 и Model Y на рынке США. Model Y была выпущена в марте, и ей еще предстоит завоевать свою долю рынка.

Готовящаяся к выходу модель Cyber Truck тоже приглянулась американским фермерам и получила множество предзаказов.

Мы видим, что для Tesla нарастить продажи в 2 и более раз — вполне достижимая задача, в то время как Ford, GM или VW на такое не способны. Рынок автомобилей на двс, очевидно, находится в стадии зрелости.

Производитель электрокаров занимает лидирующее положение в сегменте, органический рост которого неизбежен. Поэтому рынок готов платить за форд столько сколько реально стоят его заводы и автомобили, а за Теслу столько, сколько эти заводы и автомобили и будут стоить лет через 10 — 20.

Поезд ушел?

Инвесторы, которые не владеют акциями Tesla и не следили за судьбой компании, могут задаться вопросом: не слишком ли поздно входить на рынок после столь мощного ралли?

Однозначного ответа на этот вопрос нет.

На Уолл-стрит по-прежнему нет единого мнения в отношении компании. Из 23 аналитиков, занимающихся анализом Tesla, 8 рекомендуют «покупать», а еще 8 сохраняют нейтральную позицию. Оставшиеся 7 экспертов рекомендуют «продавать» акции с 12-месячным таргетом в $633.

«Быки» Tesla толкают рынок вверх на фоне улучшения фундаментальной картины, растущих продаж и перспектив роста на рынке Китая. Но некоторые консалтинговые компании предупреждают, что невероятное ралли последнего времени во многом обусловлено эмоциями, а не только экономическим обоснованием.

Главный инвестиционный стратег Bank of America Майкл Хартнетт охарактеризовал ралли Tesla как пример «иррационального оптимизма», вдохновленного беспрецедентным потоком дешевых денег со стороны центральных банков.

«Избыточная ликвидность, призванная побороть дефляцию, продолжает подпитывать пузыри низкодоходных бумаг и активов роста, не обладающих достаточным потенциалом», — отмечает Хартнетт.

Подведем итог

Акции Tesla могут продолжить укрепляться в краткосрочной перспективе на фоне общего оптимизма и улучшения перспектив рынка электромобилей. Но инвесторы должны помнить, что акции Tesla остаются крайне спекулятивными, и могут развернуться в любой момент.

Следует проявить осторожность после столь мощного ралли. Заинтересованным инвесторам будет разумнее дождаться другой, более благоприятной точки входа на рынок

Tesla — не простой автопром

На данный момент основной сегмент выручки Tesla — электрокары. В области машиностроения Tesla активно наращивает производственные мощности и собирается выпустить новые линейки автомобилей (спорткары, пикапы, грузовики). Помимо автомобилей, Tesla активно развивает автопилот и решения в области электроэнергетики. Автопилот — дополнительный драйвер и причина покупки Тесла (NASDAQ:TSLA), он обеспечивает безопасное вождение на дорогах и, скорее всего, заменит людей в такси. Электроэнергетика позволяет компании диверсифицировать выручку по разным направлениям и создать поддержку циклическому сегменту электромобилей. Более того, создание собственных электрозаправок и накопителей энергии позволяет Tesla создавать инфраструктуру для развития основного бизнеса. Все эти шаги ведут к монопольному положению на рынке электрокаров. При этом на данный момент рынок электромобилей достаточно маленький относительно рынка бензиновых машин. Например, в 2019 году было произведено 92 млн автомобилей, Tesla произвела 367 тысяч, то есть её доля ~0.4%. Илон Маск планирует увеличивать мощность производства на 50% ежегодно. Если план Маска сбудется, то ему удастся достичь 10% доли рынка к 2028 году:


Рис. 12

Тесла сейчас — ставка на венчурную историю, которая может как превратиться в тыкву, так и вырасти в несколько раз. Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым

Нехватка микросхем

Глобальная нехватка микросхем, сказавшаяся на производстве многих автопроизводителей, начинает мешать и Tesla. Во время конференц-колла руководители Tesla сообщили инвесторам, что сохраняющиеся проблемы в цепочках поставок не смогут не сказаться на будущих темпах роста компании.

Среди прочего, Tesla испытывает затруднения с запуском новых моделей и не может обеспечить себя необходимыми комплектующими для всех своих моделей. Компания в очередной раз отложила выпуск тягача Tesla Semi. Первые поставки теперь ожидаются в 2022 году — на два года позднее первоначального срока. В качестве причины Tesla привела проблемы в цепочках поставок и ограниченную доступность аккумуляторных ячеек. Помимо этого, компания сейчас уделяет много внимания завершению строительства новых сборочных заводов.

Как сообщил ранее главный исполнительный директор Tesla Илон Маск, проблемы с комплектующими также отразились на планах выпуска первого пикапа, который должен был увидеть свет в этом году. Новые сроки Маск не назвал.

Как долго продлятся проблемы с поставками микросхем — можно только догадываться. Производители микросхем пытаются увеличить объемы выпуска. Согласно недавней статье в Wall Street Journal, для этого они вносят изменения в производственные процессы, дают конкурентам использовать свободные производственные мощности, проверяют заказы клиентов, чтобы убедиться, что они не закупаются впрок, и перепрофилируют производство. Плохая новость заключается в том, что быстрых решений нет, поскольку на строительство новых заводов уходят годы.

Автопилот — защитный барьер для Теслы в ближайшие годы

Tesla активно вкладывала средства в разработку нового автопилота для автомобилей (FSD). С помощью автопилота водителю теперь совсем не нужно касаться автомобиля — он все сделает сам, даже выедет из гаража. Миллионы намотанных километров и сотни калибровок системы позволили автопилоту Tesla в октябре 2020 года занять второе место в списке Consumer Report, уступив Cruise от Cadillac. Однако, по версии того же агентства, автопилот Теслы самый производительный и простой в использовании. Tesla каждый квартал публикует отчет о количестве аварий автопилота на Х пройденных километров. И, согласно данным Tesla, автопилот попадает в аварии в два раза реже, чем обычный водитель:


Рис. 8

Автопилот — это дополнительная опция к автомобилю Tesla. На данный момент он доступен как одноразовая покупка и стоит около 7000-10000 долларов. Это 30% стоимости автомобиля Model 3. Автопилот является дополнительной надстройкой к бортовому компьютеру в машину, поэтому не требует никаких специальных затрат, что дает чистую операционную маржинальность Tesla. В будущем компания планирует перевести автопилот на режим подписки (SaaS), что позволит ей увеличить выручку на одного клиента. По данным менеджмента, около 25% автомобилей продаются с автопилотом. Если Tesla увеличит продажу автомобилей в 2021 году на 50% (как планирует), то выручка от автопилота составит около 2 млрд долларов. А если учесть, что автопилот — это чистый маржинальный продукт, то FSD составит ~20% операционной прибыли компании.

Позитивные факторы для акций Tesla:

  • Глобальный курс на использование электромобилей, формирующий на них высокий спрос.
  • Высокая вероятность того, что следующие 400 тыс электромобилей Tesla получат федеральные налоговые льготы в размере $7000.
  • Постоянное расширение сферы присутствия компании, включая очень перспективные китайские и европейские рынки.
  • Обновление моделей S и X, поставки которых начнутся с апреля 2021, а также стабильно высокий спрос на Model S Plaid Tri-motor.
  • Запуск платформы Tesla Engage – своеобразной социальной сети Tesla.
  • Обновление CyberTruck, презентация которого запланирована на середину апреля 2021 года.
  • Акции Tesla – один из основных активов инвестиционного фонда Ark Innovation ETF Кэти Вуд, продемонстрировавший в прошлом году доходность около 150%.

Негативные факторы для акций Tesla:

  • Восстановление экономики заставляет инвесторов перемещать капитал из бумаг технологического сектора в циклические компании.
  • Глобальный недостаток полупроводниковых схем, который уже негативно отразился на многих компаниях, может нарушить производственный график. Производство Model S и Model X от Tesla было приостановлено в конце февраля, а производство Model 3 было полностью закрыто из-за отсутствия комплектующих.
  • Растущая конкуренция со стороны традиционных компаний, таких как Ford Generals Motors. В США в феврале продажи Mustang Mach-E от Ford Motor оказались выше, чем у Tesla.
  • Наличие акций Tesla в инвестиционном портфеле того же Ark Innovation ETF значит, что в случае раскрытия информации об их продаже, а Ark Invest публикует отчет о покупках и продажах ежедневно, могут резко негативно сказаться на котировках Tesla.
  • Покупка компанией биткоинов на сумму на $1,5 млрд. Во-первых, это частично снизило уровень доверия к Tesla у инвесторов с консервативными и традиционными взглядами. Во-вторых, курс акций попал в зависимость от цены биткоина. Не исключена вероятность, что криптовалюта может серьезно обвалиться, утащив за собою котировки Tesla.

Стоит упомянуть, что активным сторонником шорта Tesla является Майкл Бьюрри, предсказавший ипотечный кризис 2008 года и ставший прототипом главного героя фильма «Игра на понижение».

Акции Тесла сегодня

В итоге, текущую просадку акций Tesla для спекуляций использовать не стоит. А вот для тех инвесторов, которые не боятся рискованных инвестиций, сейчас подходящий момент для включения этих бумаг в среднесрочные и долгосрочные портфели.

Состояние бизнеса

В соответствии с финансовой отчетностью, бизнес Tesla включает в себя 4 направления:

  • продажа автомобилей (82% выручки во 2 квартале 2021 года),
  • лизинг автомобилей (3%),
  • производство и хранение энергии (7%),
  • сервис и прочее (8%).

Компания производит 4 модели электромобилей: седан класса люкс Model S (выпускается с 2012 года), 7-местный внедорожник Model X (с 2015 года), более доступный седан Model 3 (с 2017 года), кроссовер Model Y (с 2020 года). В планах компании выпуск двух моделей грузовых автомобилей, Cybertrack и Semi, а также спортивного автомобиля Roadster – переиздания спорткара, который перестал выпускаться в 2012 году. Все три новые модели должны увидеть свет в 2022 году. Кроме того, в перспективе запланирована бюджетная модель стоимостью $25 000 (сейчас цены на наиболее доступную Model 3 начинаются от $40 000).

UPD от 01.09.2021: Маск сообщил о переносе срока выхода спорткара Roadster на 2023 год из-за сбоев в цепочках поставок.

Долгосрочной целью компании Илон Маск называет увеличение выпуска электромобилей к 2030 году до 20 млн ежегодно. В сравнении с цифрами за 2020 год, когда Tesla удалось произвести порядка 500 000 единиц, это означает увеличение в 40 раз.

По данным компании, она уже способна выпускать свыше 1 млн автомобилей в год: 600 000 на заводе в Калифорнии (500 000 Model 3 и Model Y, плюс 100 000 Model S и Model X), а также 450 000 Model 3 и Model Y на новом заводе в Китае. Кроме того, выполнению планов по увеличению производства должны помочь два строящихся завода в Германии и Техасе, которые, как ожидается, начнут выпуск продукции до конца 2021 года.

Помимо автомобильного бизнеса, Tesla также продает и сдает в лизинг солнечные панели. Ее клиентами выступают как юридические, так и физические лица. Развитию этого направления способствовало приобретение специализированной компании SolarCity в 2016 году.

Автопилот Tesla — не лучший в мире

Как известно, Tesla имеет свой автопилот — Full Self Driving. Это важная ставка для компании, так как его цена достигает 8-10 тысяч долларов, что составляет от 15 до 30% от стоимости всего электрокара. Илон Маск ожидает достижения полного уровня автономии в 2021 году в некоторых странах. Сейчас только второй уровень, и доля установок FSD составляет 25%.Несмотря на его заявленную эффективность и популярность на просторах сети, автопилот Tesla уступает одному из основных конкурентов — Cruise от General Motors. Недавно к развитию Cruise подключился Microsoft (NASDAQ:MSFT).

При этом Tesla тестирует автопилот на своих площадках, а другие автомобильные компании — на общей. Среди явных лидеров, помимо Cruise, выделяется Waymo от Alphabet (NASDAQ:GOOGL). Waymo проехал больше всего миль без вмешательства водителя.

Рис. 6

Роль Илона Маска в Tesla

Илон Маск – основатель, CEO и официально «технокороль» Tesla, компания во многом обязана ему своим успехом. При этом он же – причина судебных исков и расследований Комиссии по ценным бумагам США о манипулировании рынком.

В своей отчетности Tesla упоминает о рисках, связанных с тем, что Маск не может быть полностью сосредоточен на задачах компании, в силу участия в других проектах. Представляется, что более серьезные риски связаны с тем, что принадлежащие ему акции Tesla используются Маском в качестве обеспечения перед банками по собственным кредитам (эта информация тоже раскрывается в отчетности). В случае резкого снижения цены акций Tesla (и соответствующего снижения стоимости обеспечения, выраженного в этих акциях) Маск может быть вынужден продать акции в силу обязательств перед банками – что в силу большого объема принадлежащей ему доли приведет к дальнейшему снижению котировок.

Технологические мощности и проблемы Tesla

Tesla имеет всего два полноценных завода, выпускающих не только готовые машины, но и отдельные узлы. Это основное предприятие – Tesla Factory во Фримонте (Калифорния) – и завод в Шанхае (Китай). При этом во время карантина в США предприятие во Фримонте работало фактически в половину своих возможностей. А ведь именно этот завод по-прежнему поставляет многие узлы в Шанхай. На фоне обострения отношений между США и Китаем мощности Tesla в Поднебесной оказались в уязвимом положении.

Завод, занимающийся кропноузловой сборкой машин, расположен в Тилбурге (Нидерланды). Он целиком завязан на комплектующие из Калифорнии. Наконец, ещё одно предприятие полного цикла планируется открыть в пригороде Берлина в 2021 году. Таким образом, по состоянию на август 2020-го, компания полностью зависит от единственного завода, способного производить все запчасти.

Основной объём аккумуляторов для своих электромобилей Tesla выпускает на заводе Gigafactory в Неваде. Для достижения амбициозных задач (минимум 500 тыс. машин за 2020 г.) имеющихся мощностей может не хватить. И это без учёта возможной «второй волны» эпидемии Covid-2019 и связанного с ней нового карантина. Не исключены и технические проблемы, как уже было в феврале 2020 г. Тогда компании пришлось отозвать 15 тысяч машин Model X SUV, выпущенных до октября 2016 г. Дефект был связан с недостаточно надёжной конструкцией электроусилителя руля. Кстати, в 2018 г. похожая проблема привела к отзыву 123 тыс. машин Model S

Нельзя сказать, что другие компании не сталкиваются с крупными ЧП, но к ним не приковано столь нервное и пристальное внимание инвесторов. Tesla – это давно не столько электромобиль, сколько гаджет и икона хайтека

Высокие оценки

Оценка Tesla стала поводом для серьезных споров среди ведущих аналитиков Уолл-стрит. Те из них, кто считает акции Tesla сильно переоцененными, заявляют, что компания не имеет права на ошибку.

Аналитики JPMorgan, у которых акциям Tesla присвоен рейтинг «ниже рынка» с целевой стоимостью $160, отмечают в недавнем обзоре:

Даже после недавней волны распродаж рыночная капитализация Tesla достигает $680 миллиардов, что больше стоимости GM, Ford, Toyota Motor (NYSE:TM) и Volkswagen вместе взятых.

Аналитики Bernstein Research, у которых акциям Tesla присвоен рейтинг «продавать» с целевой стоимостью $175, отмечают в своем обзоре:

Не следует, однако, забывать, что в глазах многих аналитиков Tesla — это не просто автопроизводитель, а значит, у ее акций есть потенциал для дальнейшего роста.

Адам Джонас из Morgan Stanley считает, что Tesla было бы неправильным оценивать как традиционного автопроизводителя. Автомобили теперь снабжены доступом в интернет, что создает новые потенциальные рынки, и Tesla готова воспользоваться этими новыми возможностями.

Джонас отмечает (цитата по Bloomberg):

Эти расхождения во мнениях нашли отражение в проведенном Investing.com опросе аналитиков касательно целевой стоимости акций Tesla. У 15 из 35 аналитиков для акций Tesla присвоена рекомендация «покупать», у 12 аналитиков — нейтральные рейтинги и еще у восьми — рекомендация «продавать», а средняя 12-месячная целевая стоимость составляет $730,59.


Консенсус-прогноз Tesla

Инвесторам, ориентирующимся на технические сигналы при принятии краткосрочных инвестиционных решений, следует обратить внимание на то, что большинство популярных индикаторов, а именно, скользящие средние, осцилляторы и точки разворота, в настоящее время подают сигнал к покупке, особенно после публикации сильной отчетности Tesla. Подведем итоги

Подведем итоги

В последние годы Tesla оставалась единственным авторитетным игроком на рынке высококачественных электромобилей, однако ситуация быстро меняется после выхода на рынок новых компаний и масштабных инвестиций, заявленных традиционными автопроизводителями. Все это делает необоснованной текущую оценку, подразумевающую, что Tesla станет крупнейшим производителем автомобилей в США, а усилия ее конкурентов не увенчаются успехом.

iShares U.S. Consumer Goods ETF

  • Стоимость$168,70
  • Годовой диапазон торгов $92,00-167,48
  • Дивидендная доходность 2,01%
  • Издержки инвестирования0,43%

iShares U.S. Consumer Goods ETF (NYSE:IYK) позволяет инвестировать в американских производителей потребительских товаров, таких как продукты питания, автомобили и предметы домашнего обихода. Фонд был запущен в июне 2000 года и управляет портфелем активов стоимостью 711 миллионов долларов.


IYK Weekly Chart

На данный момент в IYK включены 96 компонентов индекса Dow Jones U.S. Consumer Goods. В первую десятку компаний вложено примерно 54% ​​всего капитала.

По отраслям средства распределены между продуктами питания, напитками и табаком (36,93%); автомобилями и комплектующими (20,36%); бытовыми товарами и продуктами личного пользования (19,87%); а также потребительскими товарами длительного пользования (15,69%).

Список вложений ETF возглавляют Tesla, на долю которой приходится 15,03% общих активов, один из лидеров сектора потребительских товаров Procter & Gamble (NYSE:PG), а также гигант рынка безалкогольных напитков Coca-Cola (NYSE:KO).

С начала года IYK вырос более чем на 25% с и 7 декабря достиг годового максимума. Скользящие коэффициенты P/E и P/B составляют 25,11 и 5,46 соответственно. В результате недавнего роста фондового рынка фонд несколько перекуплен. Инвесторам, которые хотят получить доступ к акциям Tesla и прочих американских гигантов потребительского сектора, стоит дождаться возможной коррекции к отметке $155.

Пассивные деньги помогут Tesla расти дальше

Новости о вступлении Tesla в индекс значительно разогнали котировки акций — за год стоимость выросла на 725%, что сделало компанию самым дорогим автопромом в мире и 7 самой дорогой компанией в индексе. С учетом веса Tesla, только три крупных фонда, которые копируют индекс — SPDR, BlackRock и Vanguard — будут вынуждены купить акций на 6.4 млрд долларов — что меньше среднего дневного оборота за день. У Tesla появляются отличные возможности для привлечения денег в компанию. 6.4 млрд долларов при текущих котировках составляют менее 1% акций компании. Таким образом, компания сможет эффективно профинансировать обещанное увеличение производственных мощностей на 50% ежегодно.

Энергетический сектор под ударом

С ростом инфляции и нарушением цепочек поставок в мире значительно стали дорожать полупроводники и другие компоненты для производства умных зарядных станций и солнечных крыш и панелей. Tesla имеет долгосрочные контракты со своими клиентами. Это значит, что сейчас Tesla устанавливает солнечные панели по контрактам, которые были заключены несколько лет назад.В прошлом квартале сегмент перешел из прибыльного в убыточный. Тенденция продолжилась и в 1 кв. 2021 года. Валовые затраты составили 120%. В результате роста затрат и увеличения сложности установки Tesla значительно увеличила ценник по уже заключенным контрактам. В качестве компенсации Tesla бесплатно предоставила Powerwall.


Рис. 3

Дабы не потерять клиентов и сохранить позиции «народной» компании, Tesla не будет резко увеличивать ценник для прошлых клиентов. Это приведет к тому, что энергетический сектор Tesla вплоть до 2023 года продолжит быть убыточным.

Бизнес модель Tesla

В последнем квартале 2020 года Tesla получила общий доход в размере 8,7 миллиарда долларов при валовой прибыли в 2 миллиарда долларов. Этот доход поступает из нескольких основных областей:

  • продажи;
  • лизинг;
  • производство;
  • хранение энергии и услуги.

Автомобильная выручка

Продажа автомобилей приносит большую часть доходов Tesla. В третьем квартале продажа принесла 7,3 млрд долларов, а лизинг автомобилей принес 265 млн долларов. В среднем это составляет 85% от общей выручки. Интересно, что сюда также включены продажи нормативных кредитов Tesla, что, безусловно, помогло повысить ее прибыльность во время блокировки, особенно после 7-недельного закрытия завода в начале года из-за ограничений COVID.

Продажа этих кредитов позволяет другим производителям автомобилей избежать штрафов за несоблюдение целей зеленой политики. За последние четыре квартала Tesla получила 1,3 миллиарда долларов от этих продаж. Этот поток доходов вряд ли продлится долго, поскольку автопроизводители находятся в процессе развития более устойчивого бизнеса. Тем не менее, в настоящее время Fiat Chrysler находится в процессе покупки кредитов на сумму 2 миллиарда долларов в течение 2020 и 2021 годов, что дает ему возможность оставаться в соответствии с правилами до 2023 года, используя это время для приведения своего бизнеса в соответствие с правилами.

Доходы от производства и хранения энергии

Энергетический бизнес Tesla имеет два основных направления: продажа аккумуляторов и установка солнечных батарей на крыше. В третьем квартале Tesla увеличила отгрузку аккумуляторов, включая Powerwall и Powerbank, на 81% по сравнению со вторым кварталом, на сумму более 749 мегаватт-часов.

Если посмотреть на солнечные батареи, то эта сторона бизнеса не была так хороша до этого года, когда наблюдался повышенный спрос. Это соответствует тому, что Tesla снизила цены и упростила покупку в Интернете. Как недавно заявил генеральный директор Илон Маск, этот сектор ведет себя во многом как стартап: его валовая прибыль снизилась, а продажи выросли из-за необходимости увеличения доли рынка. Выручка в этом секторе действительно снизилась в первом и втором кварталах, но снова выросла, составив 579 миллионов долларов в третьем квартале, что на 56% больше по сравнению с предыдущим кварталом и на 44% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (г / г).

Сервисы Tesla

В третьем квартале 2020 года Tesla получила выручку от своих услуг на 2 миллиона долларов больше, чем от энергии и хранения, и составила 581 миллион долларов, что на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Действительно, доход Tesla от услуг составляет примерно одинаковую сумму каждый квартал; от 550 до 580 миллионов долларов. Этот доход поступает от физических автомобильных услуг, которые владельцы Tesla оказывают на своих автомобилях каждый год. Затраты на обслуживание различных участков на самом деле не слишком высоки: ротация шин может стоить от 35 до 100 долларов, замена щеток стеклоочистителя — от 20 до 50 долларов. Полный сервис может стоить более 475 долларов, включая ранее упомянутые услуги и многое другое. У Tesla одна из самых доступных на данный момент цен на автосервис, что не так уж и плохо для компании, производящей автомобили класса люкс.

Компания с потенциальной стоимостью в $3 триллиона

В число «быков» Tesla входит и Кэти Вуд; ее ARL Invest Management инвестировала значительную сумму в производителя электромобилей. Согласно последним сообщениям фонда, к 2025 году акции TSLA могут достичь отметки в $3000, что доведет оценку компании почти до 3 триллионов долларов.

Согласно сообщению, опубликованному на веб-сайте ARK в пятницу, Tesla с 50-процентной вероятностью полностью реализует проект беспилотных автомобилей в течение пяти лет, что позволит быстро масштабировать запланированный сервис «роботакси». ARK также оптимистично оценивает страховое подразделение Tesla, которое собирает подробные данные о поездках людей. Подразделение может расширить свою деятельность на другие регионы, принося компании прибыль за счет повышенной рентабельности.

Конечно, можно только гадать, дойдут ли акции Tesla до намеченного уровня. Но большинство участников рынка склоняется к мысли, что сейчас не лучшее время для покупки акций Tesla. В пятницу появились новости о том, что регулирующие органы Китая планируют запретить использование автомобилей Tesla на военных объектах и ​​в жилых комплексах; решение исходит из опасений того, что камеры автомобилей могут быть использованы для сбора конфиденциальных данных.

Кроме того, Tesla стала наименее популярной компанией среди группы гигантов американского рынка, включающей Apple (NASDAQ:AAPL) и Microsoft (NASDAQ:MSFT). Согласно недавнему сообщению TheStreet.com, ее «рейтинг одобрения» на Уолл-стрит составляет всего 38%. Что касается ценового таргета, то аналитики ожидают просадки Tesla на 14%.

И «медвежьи» оценки — не единственный повод для беспокойства. Все чаще звучат заявления о том, что экспансия на рынке электромобилей будет далеко не легкой «прогулкой» для Tesla. Традиционные автомобильные концерны (такие, как Volkswagen AG (OTC:VWAGY) и General Motors (NYSE:GM)) все активнее разрабатывают собственные решения в этой области.

Акции VW, например, сильно выросли в этом месяце, поскольку многие аналитики положительно оценивают инициативы компании на рынке электромобилей. Эксперты UBS Group в недавней заметке похвалили первую «массовую» модель VW (хэтчбек ID.3), разработанную на специализированной платформе. «Этот автомобиль стал самым впечатляющим предложением среди всех решений, представленных традиционными автомобильными компаниями», — пишет Патрик Хаммел (который также повысил свой ценовой таргет для акций VW).

Подведем итог

Акции Tesla оказались в тени целого ряда проблем. Продолжение мощного ралли прошлого года маловероятно, поскольку инвесторы переводят капитал в более циклические отрасли.

Растущая конкуренция на рынке электромобилей — еще один повод проявить дополнительную осторожность. Мы полагаем, что в ближайшие дни появится более выгодная точка входа на рынок, которая позволит включить Tesla в долгосрочные портфели

Операционные показатели и финансы

Дело в том, что эти две модели — представители того самого масс маркета, к которому Маск стремился с момента основания компании. 

Бурный рост в поставках новых авто, начавшийся в 3 кв. 2018 обусловлен запуском в продажу именно Model 3:

Рис. 2 Объем продаж автомобилей. Первый квартал 2020 оказался рекордным даже не смотря на пандемию (по отношению к первым кварталам)

По итогам 1 кв. 2020 Тесла поставила 88 495 автомобилей, 86% продаж пришлось на модели 3 и Y. В условиях пандемии это просто прекрасные результаты.

Такой прогресс в операционных показателях не мог не отразится на финансах компании и ее котировках:

Рис. 3 График Tesla. Взлет начался еще в конце 2019 года после выхода позитивного отчета за 3 квартал

Вот уже третий квартал подряд Tesla показывает прибыль и радует инвесторов, хотя до этого была стабильно убыточной компанией:

Рис. 4 Прибыль по кварталам. Прибыль компания показывала и в 2018 году после запуска в продажу Model 3. До этого — сплошные убытки

Пока автомобили Тесла оставались игрушками для состоятельных людей, аналитики пророчили банкротство в виду высокого долга компании и ее неспособности показывать прибыль. Постоянные выходки Илона Маска по типу ложных твитов о приватизации и курение марихуаны на интервью тоже не особо нравились инвесторам.

После того, как Тесла доказала, что прибыль в бизнесе все-таки есть, что она может собирать и поставлять относительно недорогие автомобили для широкого рынка, акции взмыли до небес. По заявлениям аналитиков, немалую роль в этом росте сыграло закрытие шортовых позиций всех тех скептиков, кто давал акции красную цену в 15 баксов. 

Но насколько текущая оценка в $820 за акцию справедлива, учитывая, что компания только начала показывать прибыль, на дворе кризис, а Маск недавно снова был у Джо Рогана?